Пользовательского поиска
|
целостности
Российской Федерации, целостности и неприкосновенности ее территории и
суверенитета. В Российской Федерации нет сецессии, т.е. права выхода из
Федерации, легитимность такого положения опирается на выраженную народом волю
при принятии Конституции.
Но
Конституция не исключает возможности расширения состава субъектов Федерации.
Во-первых, это может произойти, если население какого-либо государства или
территории изъявит желание быть принятым в Российскую Федерацию, а, во-вторых,
если новый субъект Федерации образуется на территории, входящей в состав
какого-либо одного или нескольких из названных в Конституции субъектов
Федерации. Но этом должно осуществляться в порядке, установленном федеральным
конституционным законом, который пока не принят. Если же при этом будет
затронут статус какого-то субъекта Федерации, то следует помнить, что его
изменение возможно только по взаимному согласию Российской Федерации и
соответствующего ее субъекта и тоже в соответствии с федеральным
конституционным законом.
Большое
число коренных малочисленных народов, населяющих территорию России, не
позволяет предоставить каждому из них статус субъекта Федерации. Это привело бы
к еще большей дробности Федерации, и без того весьма значительной. Однако эти
народы нуждаются в признании своих особых прав, которые и гарантируются
Конституцией РФ (ст. 69) в соответствии с общепризнанными принципами
международного права и международными договорами Российской Федерации,
Статус
коренных малочисленных народов закреплен в ряде федеральных законов. Так,
Основы лесного законодательства устанавливают режим землепользования и ведения
лесного хозяйства в местах проживания этих народов. Закон о недрах
предусматривает отчисления на нужды их социально-экономического развития при
пользовании недрами в районах их проживания. Определенные льготы, введены
законами о налогообложении, о приватизации государственных и муниципальных
предприятий и др. Основы законодательства о культуре гарантируют поддержку в
отношении сохранения культурно-национальной стабильности малочисленных народов.
В защиту прав и интересов народов Севера принят ряд актов Президента,
Правительства России, законов субъектов Федерации. Особенно подробно эти
вопросы регламентированы в Конституции Республики Саха (Якутия). Однако
основной международно-правовой акт в данной области - Конвенция МОТ о коренных
народах и народах ведущих племенной образ жизни, 1989 г. Российской Федерации
пока не ратифицирован.
2.2. Территория Российской
Федерации