Пользовательского поиска
|
очередь, факторы внешней и внутренней
среды предприятия. К факторам внешней среды относятся общесоциальная
экономическая и политическая
обстановка, уровень и условия жизни, культура.
Внутренняя среда или внутренние условия
жизнедеятельности коллектива весьма многообразны. К ним относятся: организация
и условия труда, действующая система стимулирования, бытовые условия
труда, методы и стиль руководства, уровень самоуправления и информированность
коллектива.
Следует отметить взаимообусловленность
внешних и внутренних фактов и СПК (состояние социального здоровья
коллектива).
Внешняя
и. внутренняя среда взаимодействуют на
социально-психологический климат не
прямо, а косвенно, через восприятия
людей. Восприятие определяется
принадлежностью людей к
социальной группе в зависимости от характера и содержания труда, места и роли в иерархической структуре управления,
профессии, пола, возраста,
семейного положения и образования, комплекса социально-психологических
характеристик (потребностей, интересов, мотивов поведения).
Базовыми компонентами системы
СПК являются ценностные ориентации коллектива, установки и
нормы поведения.
Социальные группы усваивают
ценности, соответствующие их
положению в обществе. Помимо
этого каждая группа формирует собственную систему ценностей, существуют методики исследования ценностных
ориентаций малых групп. При
исследовании ценностных ориентаций организации в целом возникает проблема
формирования репрезентативной выборки.
Следующим элементом СПК являются
социальные установки, которые
представляют интерес, так как характеризуют наиболее глубокое и устойчивое
отношение человека к своим статусам и
ролям. Особенность заключается в
том, что для исследования CПK важны
установки всего коллектива предприятия.
Нормы поведения -
следующий базовый компонент СПК.
При исследовании СПК наиболее интересным является выявление соотношения принятых общественных, групповых и индивидуальных норм поведения.
Социальная норма представляет собой систему представлений, составляющих
определенный шаблон поведения, разделяемый членами социальной группы и
необходимой для совершения совместных согласованных действий.