Пользовательского поиска
|
выводы
Суда нашли также подтверждение в его постановлении от 31 июля
В
соответствии с частью 4 статьи 5 Конституции России, все субъекты федерации
независимо от вида, во-первых, без каких-либо изъятий обладают равными правами
во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти в
государственно-правовой, бюджетной и других сферах;
во-вторых,
каждый из них вступает в эти отношения непосредственно, что имеет особое
значение для автономной области, находящейся в составе края, и автономных
округов, входящих в состав края или области. Формы и процедуры указанных взаимоотношений
определяются Конституцией Российской Федерации Федеральным и иными договорами о
разграничении предметов ведения и полномочий, соглашениями в системе
исполнительной власти и федеральными законами.
Статьи
71 и 72 Конституции отражают принятую в стране концепцию распределения предметов
ведения и полномочий на находящиеся в собственно ведении Российской Федерации
(ст. 7!) и в совместном с ее субъектами ведении (ст. 72). Названные статьи
содержат перечни предметов ведения и полномочий в целом, без указания на то,
какими федеральными или субъектами федерации органами государственной власти
они реализуются, поскольку это решается сферой компетенции в отношении
предметов ведения. Поэтому статья 71 дает ответ на вопрос, что находится в
ведении Российской Федерации, а какой федеральный орган государственной власти
несет нагрузку по ведению перечисленных предметов, - дело самих федеральных
органов, кого наделять соответствующей компетенцией в отношении этих
предметен. При этом необходимо учесть, что в принципе только федеральные органы
государственной власти, перечисленные в статье 11 Конституции, могут обладать
полномочиями по этим предметам ведения. Вместе с тем наличие в Конституции
возможности взаимно передавать осуществление полномочий (федерация — ее
субъекту и наоборот (см. ст. 78)) позволяет говорить лишь о передаче полномочий
в отношении предметов ведения, а не об изъятии этих предметов из ведения
Российской Федерации.
Определенного пояснения требует само содержание предметов веления Российской Федерации. Они сформулированы в виде сфер деятельности Федерации, ее прерогатив, объектов, определенных видов деятельности или их части (например, федеральная собственность), либо полномочий Федерации - в тех случаях, когда речь идет об определении статуса (например, государственной границы), установлении (судоустройства), правовом регулировании отраслей законодательства, осуществляемом только федеральной государственной властью. Конституционная формула «в ведении Российской