Пользовательского поиска
|
Проверку
соответствия конституций республик, уставов. законов и иных нормативных
правовых актов субъектов Конституции Российской Федерации осуществляет
Конституционный Суд Российской Федерации. Субъекты Федерации в лице своих
органов законодательной и исполнительной власти вправе обращаться с запросом в
Конституционный Суд РФ (ч. 2 ст. 125). Право на такой запрос имеют также
Президент России, Совет Федерации, Государственная Дума и ряд других органов.
Конституционный Суд РФ кроме того, разрешает споры о компетенции между органами
государственной власти Российской Федерации и органами власти субъектов РФ,
между высшими государственными органами последних
Субъекты
Федерации обладают своей территорией, которая является частью территории
Российской Федерации. Границы между субъектами Федерации могут быть изменены
только с их взаимного согласия.
Система
органов государственной власти устанавливается субъектами Федерации
самостоятельно. Есть только два конституционных требования, которые они при
этом должны соблюдать. Во-первых, чтобы эта система соответствовала основам
конституционного строя Российской Федерации, что, в частности, означает
разделение и самостоятельность трех властей: законодательной, исполнительной и
судебной. Во-вторых, система органов должна строиться на основе общих принципов
организации представительных и исполнительных органов государственной власти,
установленных федеральным законом. Такие требования Конституции РФ, весьма
характерные для всех федеративных государств, призваны обеспечить
принципиальное единообразие организации государственной власти в Федерации на
всех уровнях.
Однако
создание системы органов государственной власти началось в условиях, когда федеральный
закон об общих принципах не был принят. Это привело к разнобою в наименованиях
и функциях этих органов. Так, в одних республиках учрежден пост президента, а в
других - нет или называется по-другому, по-разному формулируются
взаимоотношения главы администрации с представительной властью. В ряде
субъектов, например, законы подписываются не главой администрации, а
председателем законодательного органа, в других глава администрации лишен права
отлагательного вето и т. д. Отсутствие законодательного акта было восполнено
Указом Президента РФ об основных началах организации государственной власти в
субъектах Российской Федерации от 22 октября