Пользовательского поиска
|
Равноправие
субъектов Федерации проявляется в обще для всех них определении предметов
ведения, которое вытекает и ст. 71, 72 и 73 Конституции РФ. Субъекты РФ не
вправе вмешиваться в компетенцию федеральных органов государственной власти,
которые создаются в соответствии с волеизъявлением всего много национального
народа России, в том числе - всех субъектов Федерации. Последние представлены в
Федеральном Собрании, а следовательно, участвуют в решении вопросов,
относящихся к предметам ведения Федерации. Вместе с органами государственной
власти Федерации они осуществляют правовое регулирование и управление предметам
совместного ведения. Наконец, вне пределов ведения Российской Федерации и
совместного ведения они обладают всей полнотой государственной власти.
Такое
решение проблемы разграничения предметов ведения оставляет за субъектами
Федерации полномочия по широкому кругу вопросов. Если вопрос относится к
совместному ведению, то законы и иные нормативные правовые акты издаются
субъектами Федерации в соответствии с федеральным законом по этому вопросу.
Если же тот или иной вопрос входит в исключительную компетенцию органов власти
субъекта Федерации, то республики, края, области, города федерального значения
и автономии осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие
законов и иных нормативных правовых актов.
При
этом Конституция предоставляет субъектам Федерации важную гарантию. Поскольку
их законы и нормативные акты, изданные по вопросам ведения Федерации и
совместного ведения, должны соответствовать федеральным законам и в случае
противоречия действует федеральный закон, то при противоречии такого же рода по
вопросам исключительного ведения субъектов Федерации приоритет отдается их
законам и нормативным правовым актам. Следовательно, федеральный закон не может
вторгаться в сферу деятельности субъектов РФ.
Субъекты
Федерации имеют свою правовую систему, в которую входят конституция (в
республиках), уставы (в других субъектах РФ), законы, подзаконные акты. Эти
правовые акты субъекты принимают самостоятельно. Однако требуется, чтобы
конституции, уставы и другие правовые акты соответствовали Конституции РФ и
федеральным законам, находились в пределах ведения субъектов Федерации.
По
своей юридической силе конституции республик и уставы других субъектов
Федерации равнозначны, различия только в терминах, присущих государствам и
государственным образованиям. К тому же бывшие автономные республики, из
которых образовалось большинство нынешних республик, прежде имели свои
конституции, это повлияло на их желание сохранить эту традицию в условиях
расширения самостоятельности республик. Конституции и уставы субъектов РФ
должны строиться на общих с Конституцией РФ