Пользовательского поиска
|
федеративных
отношений, соединения федерализма с правовым государством. Они закрепляют
единств правопорядка на всей территории России при сохранении широких прав
субъектов Федерации в пределах своей компетенции. Разумеется, сохраняют
юридическую силу такие принципиальные акты, Декларация о государственном
суверенитете РСФСР от 12 июня, Федеративный договор от 31 марта 1992 г. Однако
они действуют только в части, не противоречащей Конституции РФ. Уже в принятия
в 1993 г. Конституции были заключены договоры о разграничении предметов ведения
и взаимном делегировании полномочий между Российской Федерацией и рядом
республик, которые развивают некоторые положения федеральной Конституции.
Однако эти договоры при всей их важности носят по отношению к Конституции подчиненный
характер и не могут толковаться как какое-либо изменение установленного
Конституцией правового статуса Федерации и ее субъектов.
Установленные
Конституцией России предметы ведения регулируются правовыми актами различного
уровня. Так, по предметам ведения Федерации принимаются федеральные
конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей
территории Федерации, По предметам же совместного ведения издаются только
федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные
нормативные правовые акты субъектов Федерации. При этом федеральные законы не
могут противоречить федеральным конституционным законам. Такая иерархия
правовых источников способствует укреплению конституционно-правового статуса
Федерации и установлению прочных правоотношений между Федерацией и ее
субъектами.
2.8. Организация
государственной власти
Организация
исполнительной власти в федеративном государстве - сложный вопрос. Органы этой
власти не могут составлять жесткую вертикаль, ибо это ведет к фактическому
унитаризму и парализует инициативу субъектов Федерации. Но исполнительная
власть Федерации и субъектов та должны действовать разрозненно - в таком случае
эффективность решения многих проблем будет недостижима.
Конституция
(ч. 2 ст. 77) предусматривает создание единой системы исполнительной власти,
состоящей из органов исполнительной власти Федерации и ее субъектов. Но эта
система образуется только в пределах ведения Федерации и полномочий Федерации
по предметам совместного ведения Федерации и ее субъектов. Следовательно в этих
пределах правительства и министерства субъектов находятся в отношениях
подчинения с Правительством РФ соответствующими федеральными министерствами, в
то время как вопросам полномочий субъектов эти органы действуют независимости
федеральных органов.