Пользовательского поиска
|
- проблема поддерживается ресурсами, необходимыми для ее решения
(например, выделены дополнительные бюджетные средства, материалы, люди);
-
решение проблемы открывает
возможности, от которых нельзя
отказаться (например, выход на рынок с новой продукцией позволяет фирме улучшить конкурентные
позиции, получить большую прибыль и увеличить доходы своих работников).
На практике количество проблем, получающих оценку как
наиболее важных, обычно превышает возможности менеджера по их решению в
рамках имеющегося у него времени.
Поиску альтернатив должен предшествовать этап определения критериев
успешного решения. Это помогает избежать многих ошибок, проявляющихся позже.
По мнению многих специалистов, данный этап начинается с определения
критериев двух типов: критерий «мы должны» и критерий «мы хотим». Первый тип
критерия должен быть определен до того, как будет рассматриваться какая-либо
альтернатива.
В случае критерия «мы хотим» рассматриваются те цели, которые
желательны, но по отношению к которым необязательно должны разрабатываться
какие-либо альтернативы. Критерий «мы хотим» заставляет менеджера думать о всех
возможных вариантах, не исключая идеальных. Это способствует развитию
творчества путем расширения границ для внесения новых альтернатив. В целом определение
данных критериев на ранних этапах процесса принятия решения вынуждает менеджера
думать о том, каким будет лучшее решение.
2.2. Разработка, оценка и выбор альтернативы
Стадия выработки решения состоит из этапов разработки, оценки и выбора альтернатив. Как только определены факторы, ограничивающие
решение, менеджер может начинать работу по поиску
альтернатив или возможных направлений действия для решения проблемы. Многие
из альтернативных решений легко обнаружить. Они обычно известны из предыдущего
опыта, стандартны и легко вписываются в критериальные границы лучшего решения.
Однако нередко возникают новые, уникальные проблемы, решение которых не умещается в привычные и стандартные рамки. В этом случае необходим творческий подход. Существует много методов творческого поиска альтернатив: так называемая