Пользовательского поиска
|
платежной
системы любой страны. Известны случаи, когда банкротство нескольких крупных
банков страны становилось причиной сильнейших потрясении всей ее финансовой
системы.
В
России к началу рыночных реформ функционировали десятки новых негосударственных
банков, а с началом реформ их количество начало расти в геометрической
прогрессии. Никаких серьезных препятствий для образования новых банков и
должного контроля за их работой со стороны Центробанка России не существовало.
В начальный период рыночных реформ многие из коммерческих банков активно
включились в новый, весьма выгодный, но грязный бизнес по временному
присвоению чужих денежных средств, и фирм прежде всего. Все чаще деньги
клиентов терялись по пути от банка плательщика до банка получателя. Эти явления
приняли массовый характер, и банки начали быстро терять доверие клиентов. В
результате страна получила систему коммерческих банков, которую даже по
прошествии шести лет реформ специалисты в области определения рейтингов,
отказываются оценивать на этот предмет. В очередной раз подтвердилось, что
рейтинг банков не может быть выше рейтинга страны. Эти обстоятельства
позволяют сделать вывод: современная отечественная банковская система должна
быть реформирована, чтобы надежно выполнять свою ключевую функцию -
обслуживание платежей и расчетов (3, стр. 34).
Столь
сложное положение и банковской среде требует от фирм предельной осторожности
при выборе обслуживающих банков. Чтобы подчеркнуть сложность и ответственность
решений фирмы при выборе обслуживающего банка, некоторые финансисты этот выбор
сравнивают с выбором партнера в браке.
Международная
финансовая практика содержит множество рекомендаций на этот счет. Типичные
требования, которые фирма обычно
предъявляет к потенциальному обслуживающему банку, предполагают (7, стр. 59):
·
знание банком фирмы, особенностей ее бизнеса,
отрасли, в которой она функционирует;
·
способность давать полезные деловые
рекомендации;
·
предложение различных способов получения
денежных средств как наличных (кассовое обслуживание
фирмы), так и безналичных с низкими трансакционными издержками;