Пользовательского поиска
|
Разграничение
предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Федерации
и ее субъектами возможно только на основе Конституции, Федеративного договора и
иных договоров по этим вопросам. Это положение включено в число основ
конституционного строя (ч. 3 ст. 11 Конституции), оно призвано
воспрепятствовать решению проблемы разграничения в не правовых формах или хотя
бы путем принятия законов, а также постановлений исполнительной власти. Здесь
самый чувствительный нерв федерализма и одновременно залог стабильности власти
на всей территории Федерации.
Отнесение
Конституцией тех или иных вопросов к числу предметов ведения Федерации означает
установление исключительной компетенции федеральных органов (Президента РФ,
Федерального Собрания, Правительства РФ). Эти и только эти органы вправе
издавать по перечисленным вопросам присущие им правовые акты (указы, законы,
постановления), осуществляя нормативное регулирование и текущее управление-
Предметы ведения, таким образов это и сферы полномочий федеральных органов
государственной власти, в которые не вправе вмешиваться органы государственной
власти субъектов Федерации.
Предметы
ведения и полномочия органов Федерации, закрепленные в 18 пунктах ст. 71
Конституции РФ, можно условно Уделить на несколько групп.
1
Вопросы государственного строительства:
–
принятие и изменение Конституции России и федеральных законов, контроль за их
исполнением;
–
федеративное устройство и территория Федерации;
–
регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина, гражданство в
Российской Федерации, регулирование и защита прав национальных меньшинств;
–
установление системы федеральных органов законодатель- ной исполнительной и
судебной власти, порядка их организации и деятельности, формирование
федеральных органов государственной власти;
–
федеральная государственная служба,
2)
Вопросы регулирования экономики и социального развития:
–
федеральная государственная собственность и управление ею;
–
установление основ федеральной политики и федеральные программы в области
государственного, экономического, экологического, социального, культурного и
национального развития Федерации;
–
установление правовых основ единого рынка, финансовое, валютное, кредитное,
таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики,
федеральные экономические службы, включая федеральные банки;