Пользовательского поиска
|
Поскольку и право и мораль являются
видами социальных норм, они обладают некоторыми общими чертами, которые
характерны для всех социальных норм, но с другой стороны имеют и принципиальные
отличия.
В первую очередь нам необходимо дать
понятие морали и права. Как форма общественного сознания, мораль зародилась
раньше политической и правовой форм сознания и раньше государственной
организации общества. В морали выражены представления людей о добре, зле,
справедливости, достоинстве, чести, милосердии. «Норма морали – продукт
исторического развития человечества, сформировавшиеся в борьбе со злом за
утверждение добра, человеколюбия, справедливости». Используя приемы языкового
толкования, обратимся к энциклопедическому словарю для разъяснения смысла слова
«мораль». «Мораль (от лат.moralis)
– нравственность, особая форма общественного сознания и вид общественных
отношений; один из основных способов регуляции действий человека в обществе с
помощью норм. В отличие от простого обычая или традиции нравственные нормы получают
идейное обоснование в виде идеалов добра и зла, должного, справедливости и
т.п.». В науке государства и права под моралью понимается система норм и
принципов, регулирующих поведение людей с позиций добра и зла, справедливого и
несправедливого и т.п. По своей смысловой нагрузки понятие, выработанное в
юридической литературе и данное в словаре, идентичны. Также мы пришли к выводу,
что понятия мораль и нравственность можно рассматривать в качестве синонимов.
Под правом принято понимать – систему общеобязательных, формально-определенных
юридических норм, выражающих общественную, классовую волю, устанавливаемых и
обеспечиваемых государством и направленных на урегулирование общественных
отношений.
История развития цивилизации свидетельствует,
что право и мораль как составные части культуры общества органически связаны
друг с другом. Правовая система государственно0организованного общества
закрепляет жизненно важные для всего общества требования морали. Нравственную
культуру населения страны, и исходит из того, что нравственная основа права
является «важной составной величиной общей регулятивной потенции права, что
право должно быть нравственным, законы должны быть справедливыми и гуманными».
Единство между правом и моралью прослеживается в следующем: во-первых, в системе социальных норм они выступают самыми универсальными,