Пользовательского поиска
|
Специфичность прокурорского надзора
как вида государственной деятельности состоит в том, что он не относится к
деятельности одной ветви власти (представительной, исполнительной, судебной),
но в то же время имеет признаки каждой из этих властей.
Дело в том, что органы прокуратуры
занимают особое место в государственной системе Российской Федерации. Имея
функциональные отношения к каждой из трех, предусмотренных Конституцией РФ
ветвей власти, они, тем не менее, не относятся полностью ни к одной из них. Это
специфическое положение прокуратуры в государственном устройстве, позволяющее
уравновешивать ветви власти и обеспечивать их оптимальное функционирование,
порождает и специфичность прокурорского надзора как основного вида деятельности
прокуратуры.
Рассматривая сущность прокурорского
надзора, следует иметь в виду, что под термином «прокурорский надзор» может
пониматься:
а) специфический вид государственной
деятельности;
б) самостоятельная отрасль юридической
науки;
в) учебная дисциплина.
Изучая вопросы о сущности, целях и
задачах прокурорского надзора, месте прокуратуры в системе государственных
органов, необходимо исходить из того, что прокурорский надзор - это особый вид
государственной деятельности, осуществляемой от имени Российской Федерации
прокурорскими работниками, являющимися государственными служащими Российской
Федерации. По своему содержанию надзор - деятельность по выявлению фактов
правонарушений и реагированию на них.
Выявление и реагирование - комплексные
понятия. Выявление правонарушений возможно путем проведения текущих и
периодических проверок, получения объяснений, изучения жалоб и заявлений,
анализа материалов органов контроля и т. д. Реагирование - это меры по
устранению правонарушений и их профилактике, восстановлению нарушенных прав,
возмещению ущерба, привлечению виновных лиц к установленной законом
ответственности и др.
Понимание сущности прокурорского
надзора невозможно без определения предмета надзора, ибо прокуроры надзирают за
соблюдением Конституции в Российской Федерации, исполнением законов (в том
числе соответствием законам правовых актов), различными, но вполне конкретными,
субъектами правоприменительной деятельности.