Пользовательского поиска
|
особой
сложности и решается сравнительно просто. Иное дело, если к развитию событий
были причастны другие лица или на их развитие оказали влияние силы природы,
технические особенности транспорта и т.д. В этой связи учет поведения
потерпевшего, и в частности пешехода, имеет важное значение при установлении
причины дорожно-транспортного происшествия. Как правило, суды, установив
причастность пешехода к автопроисшествию, внимательно изучают «удельный вес»
нарушения, допущенного пешеходом, в общем механизме возникновения
дорожно-транспортного происшествия.
Анализ
практики работы судов свидетельствует о том, что наряду с тщательной оценкой
нарушений правил движения и правил эксплуатации, совершенных водителями
транспорта, суды большое внимание уделяют также оценке характера нарушений,
допущенных со стороны пешеходов и пассажиров. Изучение судебной практики
показывает также то, что, к сожалению, далеко не всегда и не все суды
внимательно выясняют характер поведения потерпевшего в момент возникновения
автодорожного происшествия.
Невозможно
заранее установить какой-то шаблон, с помощью которого оценивались бы те или
иные факторы, и определялась их роль в возникновении автодорожного
происшествия. Так, было бы совершенно неправильно считать, что при грубой
неосторожности пешехода или неправильных действиях других водителей
транспортных средств лицо, допустившее наезд на гражданина и причинившее ему
смерть, во всех случаях не должно привлекаться к уголовной ответственности. Следует
также иметь в виду, что значение вины потерпевшего не исчерпывается влиянием ее
на решение вопроса об уголовной ответственности водителя транспортного
средства. Следовательно, при рассмотрении дел об автотранспортных преступлениях
суд должен в зависимости от степени вины потерпевшего уменьшить размер
возмещения либо отказать в возмещении вреда, если грубая неосторожность
потерпевшего способствовала причинению его источником повышенной опасности.
Судебной практике приходится встречаться и с такими ситуациями в автотранспортных преступлениях, когда наступление вредных последствий вызвано уголовно-противоправным поведением водителя в сочетании с определенными «техническими» причинами: дефектами транспортных средств или дороги, дорожных сооружений, особыми условиями погоды и другими причинами, не зависящими от воли людей и не связанными с их поведением. В подобных случаях также возникает необходимость определить роль и значение каждого из этих условий в причинении