Пользовательского поиска
|
и признаки банкротства защищали
недобросовестных должников и тем самым разрушали принципы имущественного
оборота.
Таким образом, при подготовке нового
Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» выбор у законодателя
был невелик. Все существующие в законодательстве различных стран подходы к
определению несостоятельности должника можно свести к двум вариантам: в основе
признания должника банкротом предусматриваются либо принцип его
неплатежеспособности (исходя из анализа встречных денежных потоков), либо
принцип неоплатности (исходя из соотношения активов и пассивов по балансу
должника). Действовавший закон в качестве критерия несостоятельности
использовал принцип неоплатности, что затрудняло и затягивало рассмотрение дел
в ущерб интересам кредиторов, а главное, лишало арбитражные суды и кредиторов
возможности применять процедуры несостоятельности (в том числе и внешнее
управление для восстановления платежеспособности должника) к неплатежеспособным
должникам, у которых стоимость имущества формально превышала общую сумму
кредиторской задолженности.
В законодательстве некоторых государств
используется критерий «неоплатности», требующий анализа баланса должника
(например, по германскому законодательству критерием несостоятельности должника
наряду с неплатежеспособностью признается и «сверхзадолженность», то есть
недостаточность имущества должника для покрытия всех его обязательств), однако
указанный критерий, как правило, применяется дополнительно к критерию
«неплатежеспособности» (ликвидности) и служит главным образом основанием выбора
процедуры, применяемой к неплатежеспособному должнику, - ликвидационной или
реабилитационной.
По этому же пути пошел и российский ФЗ «О
несостоятельности (банкротстве)» 1998
г.: должник может быть признан банкротом в случае его неплатежеспособности, но
наличие у него имущества, превышающего общую сумму кредиторской задолженности,
является свидетельством реальной возможности восстановить его
платежеспособность и, следовательно, может служить основанием для применения к
должнику процедуры внешнего управления.
Таким образом, под несостоятельностью (банкротством) в новом ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» 1998 г. понималась признанная арбитражным судом или объявленная должником неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или)