Пользовательского поиска
|
В процессе правового воспитания важно
сформировать у каждого гражданина
верное понимание роли права в жизни общества, его ценность, необходимость; развить чувство
собственного достоинства, правоты,
защищенности и в то же время стремление бороться за право – свое и чужое.
Весьма любопытны в этой связи рассуждения
известного немецкого
ученого-правоведа 19 столетия Р. Иеринга из его работы «Борьба за право», выдержавшей десятки изданий во
многих странах мира и ставшей
классической:
«...Цель права – мир, путь к нему – борьба,
- пишет он. – Пока право
подвержено опасности со стороны неправа, до тех пор ему не избавиться от борьбы. Все права в мире
завоеваны. Каждое значительное
правовое положение, каждое право, все равно народа или индивида, предполагает
постоянную готовность защищаться. Вот почему богиня справедливости, держа в одной руке весы для
взвешивания права, в другой
держит меч для его защиты. Меч без весов будет голой силой, весы без меча – бессилием права... Где только
существующее право опутало
своими корнями интересы – там новому праву приходится пролагать себе путь при помощи борьбы. Эта
борьба тянется столетия. Высшего
напряжения она достигает в том случае, если интересы приняли форму приобретенных прав. Право не дается народам само собой, они должны за него бороться, спорить,
сражаться и истекать кровью. Идея
права и интерес государства идут рука об руку.
Сопротивление личности неправу, т.е.
нарушению права, есть обязанность, долг; оно
есть долг управомоченного к самому себе, ибо таково веление нравственного самосохранения; оно
есть долг по отношению к обществу, ибо оно необходимо для существования
права. Подобно тому как народ
борется за свою честь и независимость, точно так же и гражданин стремится оградить себя от наглого
попрания своего права, ибо
дело идет об идеальной цели – утверждении самой личности и ее правового
чувства.