Пользовательского поиска
|
Государство,
как и другие субъекты права, может участвовать в правовых отношениях. Однако
правоспособность государства обладает рядом особенностей, связанных с тем, что
оно является также и главным субъектом публичного права, носителем власти.
Государство
осуществляет власть и обладает суверенитетом. Суверенитет государства выделяет
его на фоне остальных субъектов права. Вот некоторые (основные) из свойств
государства, превращающих его в особый субъект правоотношений:
1. Государство
само принимает законы, которыми должны руководствоваться все остальные субъекты
права;
2. Государство
может принимать административные акты, из которых возникают правовые отношения
независимо от воли другой стороны;
3. Государство
сохраняет властные функции даже тогда, когда оно вступает в построенные на
началах равенства правовые отношения;
4. Государство
пользуется иммунитетом.
Перечисленные
свойства выражают далеко не все особенности государства как участника правовых
отношений, но даже то, что названо, позволяет говорить об особом положении
государства в праве.
Касаемо
правоспособности государства нельзя не отметить тот факт, что правоспособность
государства не может быть тождественна правоспособности различных физических и
юридических лиц, в чем-то она шире, в чем-то уже. Во многом объем
правоспособности государства определяется тем, что государство участвует в
гражданском обороте не в своих частных интересах, а в целях наиболее
эффективного отправления публичной власти. Поэтому государство, вступая в
гражданский оборот должно следовать своему предназначению, и правоспособность
государства можно назвать целевой.
Так
как государство участвует в гражданском обороте не как нерасчлененное целое, а
как совокупность субъектов разного уровня, все эти субъекты выступают
самостоятельно, как участники правовых отношений. В правовых отношения
участвуют три категории субъектов: Российская Федерация; субъекты Российской
Федерации – республики, края, области, города Федерального значения, автономная
область, автономные округа; муниципальные образования.
Заключение