Пользовательского поиска
|
бы то ни было дискриминации и без
необоснованных ограничений имеет право и возможность:
1) Принимать участие в ведении
государственных дел как непосредственно, так и через посредство свободно
выбранных представителей;
2) Голосовать и быть избранным на подлинных
периодических выборах, производимых на основе всеобщего и равного избирательного права при тайном
голосовании и обеспечивающих свободное волеизъявление избирателей;
3) Допускаться в своей стране на общих
условиях равенства к государственной службе.
Участие граждан в управлении делами
своего государства, будь то непосредственно (т.е. путем референдума, выборов
или личного участия в деятельности органов государства) или через избираемых
ими же представителей в органах государственной власти или местного самоуправления,
является выражением суверенитета народа и формой осуществления им своей власти.
При анализе механизма народовластия различают две главные формы демократии:
прямую (непосредственную) и осуществляемую через органы, прежде всего
представительные учреждения и другие выборные органы. Конституция объявила
референдум и выборы не вообще высшим
выражением власти народа, а высшим непосредственным ее выражением, т.е. высшим
среди форм непосредственной демократии.
Что касается последовательного
осуществления народом своей власти (через органы государства и органы местного
самоуправления), то здесь нужно, прежде всего, обратить внимание на следующее. В ранее действовавшей Конституции
говорилось о том, что народ осуществляет государственную власть "через Советы народных депутатов,
составляющие основу Российской Федерации" (ст.2 Конституции 1978г.). В
действующей Конституции применена другая формула: "через органы
государственной власти". Таким образом, представительные органы
государственной власти уже не подняты
над всеми остальными государственными органами; они утратили статус
«политической основы государства». Все это отражено закреплением в действующей
Конституции принципа разделения властей в качестве одной из основ
конституционного строя вместо закреплявшегося ранее принципа верховенства и
полновластия Советов.
В части третьей комментируемой статьи
названы формы непосредственного осуществления народом принадлежащей ему власти,
имеющие наибольшую социальную значимость: референдум и выборы.