Пользовательского поиска
|
В качестве источников освещения
применяются настольные лампы, электрофонари, специальные осветители (типа ОН – 17)
или естественное освещение. При необходимости можно воспользоваться лупами,
имеющимися в следственном чемодане, светофильтрами. Особое внимание обращается
на признаки подделки (подчистки, травления, дописки и т. п.), на выявление
информации, которая может быть использована в розыскной работе и в процессе
доказывания.
Поскольку сам документ является
вещественным доказательством, результаты его осмотра (в соответствии с
требованиями ст. 182 УПК России) должны быть отражены в протоколе осмотра, где
указывается его полное наименование, основные реквизиты, размер, цветы бумаги,
состояние ее поверхности, характер краев, наличие повреждений, вид и цвет
красителей, текста и т. д.
Документ может быть сфотографирован.
Фотоснимки вместе с оригиналом приобщаются к протоколу осмотра.
Криминалистическое
исследование письма
Исследования рукописей относятся к
числу наиболее распространенных криминалистических экспертиз. Основная их цель
идентификация исполнителя. Однако зачастую с их помощью решаются вопросы,
касающиеся авторства, условий исполнения рукописей, целевой установки пишущего
(подделка или искажение почерка), свойств его личности и признаков внешности
(пол, возраст, состояние опьянения и т. п.). В качестве объектов таких
исследований могут быть объемные рукописи (дневники, письма) и краткие записи
(подписи, цифры, рисунки, символы), в которых проявились устойчивые
индивидуальные особенности письма.
Криминалистическое исследование письма
базируется на общих положениях теории идентификации, на данных психофизиологии
высшей нервной деятельности человека, лингвистики. В последнее время в этих
целях широко используются возможности кибернетики, математики и других наук.
Умение писать приобретается в результате длительного обучения и тренировок. Отдельные идентификационные признаки почерка начинают проявляться у детей уже в 3 – 4 классах. Однако их совокупность, достаточная для идентификации по почерку, как правило, формируется в 5 – 6 классе, когда совокупность сложных двигательных навыков, обусловленных деятельностью