Пользовательского поиска
|
размещения текста и его частей (нумерация
страниц, расположение заголовка, подписи, даты, размера абзацевых строк и др.).
Если исполнитель и автор документа
одно и то же лицо, идентификационными признаками будут и признаки письменной
речи (особенности стиля изложения, лексики, грамматики) и т. п.
В настоящее время выпускаются пишущие
машинки с унифицированными шрифтами, безрычажные, которые отличаются от
рычажно-сегментных прежде всего наличием в блоке печати монолитного
литероносителя и возможностью его быстрой замены при печатании. Такие машинки
сложнее идентифицировать по отпечатанным на них текстам и даже установить
групповую принадлежность этих машинок не представляется возможным. Однако после
длительной эксплуатации у появляются ряд устойчивых идентификационных
признаков.
Для безрычажных машинок решение
идентификационных задач осуществляется по той же методике, что и для
рычажно-сегментных, но с некоторыми особенностями. Так, наибольшую ценность для
безрычажных машинок представляют результаты определения марки шрифта (по ней
можно установить марку литероносителя), наличие в тексте рельефных неокрашенных
оттисков, остатков красящего вещества угольной ленты. Для экспертного
исследования помимо машинописного документа необходимы 1 – 2 листа образцов
шрифта, напечатанных на проверяемой пишущей машинке, примерно в одно и то же
время с исследуемым документом. Если к моменту назначения экспертизы прошло
длительное время, то образцы оттисков всех знаков пишущей машинки печатаются до
и после промывки шрифта. Свободные образцы машинописного текста должны быть
близки по содержанию к исследуемому тексту и выполнены на одинаковой с ним
бумаге. Экспериментальные образцы выполняются квалифицированной машинисткой,
причем лента должна быть одинаковой по цвету и изношенности с той, которая
использовалась при изготовлении исследуемого документа.
Исследование
документов, подделанных полиграфическим способом
Средства множительной техники и способы печати, используемые при изготовлении полиграфической продукции, принято разделять на типографские и оперативные. К первым относятся высокий, глубокий и плоский трафаретный