Пользовательского поиска
|
человека стремиться к исправлению
своих недостатков, в других — усугубляет их. Поэтому общественная оценка должна
быть объективной.
Честь является категорией
исторической, ибо она возникла с появлением человеческого общества, поэтому ни
это общество, ни личность не в состоянии отменить эту нравственную категорию.
Следовательно, пока существует человеческий коллектив, его отдельные члены
будут подвергаться определенной оценке со стороны окружающих лиц. При этом
общественная оценка не зависит от воли и желания самого оцениваемого лица.
В основе представления о чести лежит
определенный критерий нравственности. В силу этого проявляется объективный
характер категории чести. Но нельзя отрицать возможности формирования
неправильной общественной оценки по отношении к кому-либо. Таким образом, честь
— это категория, отражающая достоинство индивида в сознании других людей,
общественная его оценка, положительная репутация человека.
Вместе с честью, понимаемой в обществе
как определенная социальная оценка человека, находится категория достоинства.
Достоинство — это самооценка личности, основанная на ее оценке обществом. Такая
неразрывная связь чести и достоинства вполне объяснима и естественна, так как,
находясь в определенном коллективе, в обществе в целом, лицо (человек) не может
не считаться с тем, как оценивает его коллектив, общество. В силу этой общественной
оценки в сознании человека складывается представление о себе как члене
определенного коллектива, общества, о своем месте и значении для коллектива и
общества в целом.
Достоинство того или иного человека
заключается в духовных и физических качествах, ценных с точки зрения
потребностей общества. Эти личные качества и составляют то, что принято
называть личным достоинством. Однако человек также обладает определенной
ценностью и безотносительно к его индивидуальным качествам, социальному
положению, профессиональной принадлежности. Такой ценностью и является
человеческое достоинство.
Достоинство, как и честь, сочетает в себе и социальную, и индивидуальную стороны. Его социальный характер проявляется в том, что достоинство как моральная ценность и общественно-значимое качество личности определяется существующими общественными отношениями и часто не зависит от человека. Но данная категория выступает еще как сознание и чувство собственного достоинства. Эти субъективные стороны достоинства представляют собой