Пользовательского поиска
|
архиепископы,
и епископы, и князи, и бояре. Нарежался есми х Казани со всем хрисолюбивым
воинством и положил есми совет своими боляры в пречистой и соборной перед
тобою, отцем своим, о местех в воеводах и в сяких посылах в всяком разряде не
местничатися, кого с кем куды ни пошлют, чтобы воиньскому делу в том порухи не
было; и всем бояром тот был приговор люб” . Таким образом, целью издания
приговора “О местах” было создать условия, позволяющие не допустить “порухи”
“воинскому делу” во время похода, проистекавшие от местничества в “посылках” и
в “разряде” .
Приговор
о местничестве от ноября 1549 года состоит из двух частей. Первая часть
приговора посвящена воеводам основных пяти полков, на которые делилась армия:
Большого, Правой руки, Левой руки, Передового и Сторожевого. Во второй части
речь идет об остальных служилых людях - не-воеводах.
По
своему содержанию приговор 1549 года формально представляет собой акт,
определяющий местнические соотношения между отдельными воеводскими должностями.
В рамках признания правомерности местничества находится и другая группа норм,
формулируемых приговором: о порядке регулирования тех случаев, когда служебные
отношения между теми или иными служилыми людьми не соответствуют местническим
счетам между ними. Однако существо приговора 1549 г. о местничестве заключалось
не в простой регламентации местнических счетов в полках, а в борьбе против
местничества.
Для
понимания политической направленности приговора о местничестве очень много дает
то толкование, которое было дано этому приговору во время похода 1549-1550 гг.
после приезда во Владимир митрополита Макария, когда вопрос о местничестве
являлся предметом обсуждения царя, митрополита и бояр, и только что принятый
приговор о местничестве был вновь подтвержден. Опираясь на это подтверждение,
Макарий в своем обращении к служилым людям следующим образом сформулировал тот
порядок, которым должна была определяться служба всех категорий служилых людей
во время похода: “А лучитца каково дело, кого с ким царь и великий князь на
свое дело пошлет, а хотя будет кому с кем и не пригож быти своего для
отечества, и бояре б, и воеводы, и князи, и дети боярские для земского дела все
ходили без мест. А кому будет каково дело о счете, и как, оже даст бог, с
своего дла и с земского придет, и государь им счет тогды даст”.
Речь Макария, внесенная в текст официальной Разрядной книги, может рассматриваться как своего рода официальный комментарий к тексту приговора о