Пользовательского поиска
|
Носителями криминальной субкультуры
являются — рецидивисты. Они аккумулируют, пройдя через тюрьмы и колонии,
устойчивый преступный опыт, “воровские законы и понятия”, а затем передают его
подрастающему поколению. Здесь можно говорить о трех психологических механизмах
воспроизводства подростковой преступности. Первый — персонализированный, когда
рецидивист из числа взрослых берет “шефство” над конкретным подростком, знакомя
его с “законами” преступного мира. Второй механизм — через криминализацию всего
населения, приобщая его к уголовному языку, приучая мыслить криминальными
категориями. Третий механизм — через криминальную группу. Эти группы становятся
школами первоначальной подготовки молодых преступников и носителями традиций
преступного образа жизни. Поскольку криминальные группы по всей стране и с
зарубежьем связаны многочисленными каналами (“дорогами”, “трассами”), постольку
это способствует универсализации, типизации норм и ценностей криминальной
субкультуры, быстроте ее распространения.
Под криминальной субкультурой
понимается совокупность духовных и материальных ценностей, регламентирующих и
упорядочивающих жизнь и деятельность криминальных сообществ, что способствует
их живучести, сплоченности, криминальной активности и мобильности,
преемственности поколений правонарушителей. Основу криминальной субкультуры
составляют чуждые гражданскому обществу ценности, традиции, различные, ритуалы
объединившихся в группы молодых преступников. Ее социальный вред заключается в
том, что она уродливо социализирует личность подростка, стимулирует
перерастание возрастной оппозиции в криминальную, именно потому и является
механизмом “воспроизводства” преступности в молодежной среде.
Криминальная субкультура отличается от
обычной подростково-юношеской субкультуры криминальным содержанием норм,
регулирующих взаимоотношения и поведение членов группы между собой и с
посторонними для группы лицами (с “чужими”, милицией, общественностью,
взрослыми, женщинами и т. п.). Она прямо, непосредственно и жестко регулирует
образ жизни и криминальной деятельности, внося определенный порядок. В ней прослеживается:
·
резко
выраженная враждебность по отношению к общепринятым нормам и ее криминальное
содержание;
·
внутренняя
связь с уголовными традициями;
·
скрытность
от непосвященных;