Пользовательского поиска
|
общей
деятельности (горизонтальное разделение труда). Вторая (вертикальное
разделение) отделяет работу по координированию действий от самих действий.
Деятельность по координированию работы других людей и составляет сущность
управления как особой функции деятельности. Управление в широком смысле слова
представляет собой целенаправленную координацию общественного воспроизводства.
В этой координации следует выделить управление машинами, механизмами, есть
управление вещами. При этом осуществляется и управление людьми, их отношениями,
возникающими в процессе производства. Поэтому управление производством можно
определить как целенаправленное воздействие на коллективы людей для организации
и координации их деятельности в процессе производства. Исходным пунктом управления
являются формирование и выбор его целей. Как известно, целенаправленность —
главная черта любой человеческой деятельности, поэтому она присуща и
управлению. Подытоживая все сказанное, можно дать следующее определение
управления.
Управление — это
определение целей деятельности и организации работ группы людей таким образом,
чтобы эти цели достигались по завершении деятельности.
Цель
деятельности людей — наиболее важная среди других целей (экономических,
стоимостных, временных), ибо все они достигаются людьми. Не вдаваясь далее в
подробности относительно разнообразных определений понятия управления, приведем
широко распространенную точку зрения. В соответствии с ней существует
применимый к любой организации процесс управления, заключающийся в реализации
функций, которые должен выполнять каждый руководитель. В настоящее время
принято следующее определение.
Управление — это
процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для того,
чтобы сформулировать цели организации и достичь их.
В рыночных
условиях для того, чтобы выжить, быть успешной в течение долгого времени,
достичь своих целей, организация должна быть как результативной, так и
эффективной. По словам популярного исследователя в области управления П.
Друкера, результативность является следствием того, что "делаются нужные и
правильные вещи". А эффективность является следствием того, что "эти вещи
создаются правильно". Эффективность достигается именно процессом
управления, который выполняет взаимосвязанные функции планирования,
организации, мотивации и контроля.