Пользовательского поиска
|
имущественные различия, богатство и
бедность признаются естественным фактом, установленным самим Аллахом.
Обязательный налог в пользу бедных призван как будто смягчать имущественные
противоречия; однако частная собственность защищается Кораном. Торговая прибыль
объявляется вполне законной, ростовщичество же осуждается: “Аллах разрешил
торговлю и запретил рост” (2:276), что, по-видимому, является результатом
компромисса между интересами торгового класса и массы земледельцев и
кочевников, страдавших от ростовщичества и кабалы. Закабаление за долги
запрещено.
Окидывая общим взглядом догматику,
обрядность, этику раннего ислама, мы без труда видим, что в основе этой
идеологии лежит иудейско-христианское мировоззрение, но приспособленное к более
примитивному общественному укладу — к разлагавшемуся родоплеменному быту
арабов. Идеология арабов проще, грубее, понятнее для широкой массы верующих,
особенно для кочевников и земледельцев Азии; предписания его несложны и вполне
выполнимы.
Эти особенности мусульманства, порожденные
самими условиями его возникновения, облегчили его распространение среди арабов.
Хотя и в борьбе, преодолевая сопротивление родоплеменной аристократии, склонной
к сепаратизму восстание племен Аравии после смерти Мухаммеда, ислам довольно
скоро одержал среди арабов полную победу. Новая религия указывала воинственным
бедуинам простой и ясный путь к обогащению, к выходу из кризиса: завоевание
новых земель.
Преемники Мухаммеда — халифы Абу-Бекр, Омар, Осман — завоевали в короткое время соседние, а потом и более отдаленные страны Средиземноморья и Передней Азии. Завоевания совершались под знаменем ислама — под “зеленым знаменем пророка”. В покоренных арабами странах повинности крестьянского населения были значительно облегчены, особенно для тех, кто принимал ислам; и это содействовало переходу широких масс населения разных национальностей в новую религию. Ислам, зародившись как национальная религия арабов, скоро стал превращаться в наднациональную, “мировую” религию. Уже в VII – IX вв. ислам сделался господствующей и почти единственной религией в странах халифата, охватившего огромные пространства — от Испании до Средней Азии и границ Индии. В XI – XVIII вв. он широко распространился в Северной Индии, опять-таки путем завоеваний. В Индонезии ислам получил распространение в XIV – XVI вв., главным образом через арабских и индийских купцов, и почти начисто вытеснил индуизм и буддизм (кроме острова Бали). В XIV