Пользовательского поиска
|
опираясь на них, он подчинил себе
Мекку, вскоре объединил большую часть Аравии под знаменем новой религии.
Аравия была издавна населена
семитическими племенами, предками теперешних арабов. Часть их жила оседло в
оазисах и городах, занимаясь земледелием, ремеслами и торговлей, часть кочевала
в степях и пустынях, разводя верблюдов,
лошадей, овец и коз. Аравия была экономически и культурно связана с
соседними странами — Месопотамией, Сирией, Палестиной, Египтом, Эфиопией.
Торговые пути между этими странами шли через Аравию. Один из важных узлов
пересечения торговых дорог находился в Мекканском оазисе, близ побережья
Красного моря. Родоплеменная знать обитавшего здесь племени Корейш извлекала
для себя много выгод из торговли. В Мекке образовался религиозный центр всех
арабов: в особом святилище Кааба были собраны священные изображения и культовые
предметы разных арабских племен.
Были
в Аравии и поселения иноземцев, в частности иудейские и христианские
общины. Люди разных языков и религий общались между собой, верования их влияли
друг на друга.
В IV веке в Аравии начался упадок
караванной торговли, так как торговые дороги переместились на Восток в
Сасанидский Иран. Это нарушило экономическое равновесие, державшееся веками.
Кочевники, потерявшие доход от караванного движения, стали склоняться к
оседлому образу жизни, переходить к земледелию. Возросла нужда в земле,
усилились столкновения между племенами. Стала чувствоваться нужда в
объединении. Это не замедлило отразиться и идеологии: возникло движение за
слияние племенных культов, за почитание единого верховного бога Аллаха; тем
более что евреи и отчасти христиане подавали арабам пример единобожия. Среди
арабов возникла секта ханифов, чтивших единого бога. В такой обстановке и
развернулась проповедническая деятельность Мухаммеда, вполне отвечавшая
общественной потребности. В его проповедях, собственно, не было почти ничего
нового по сравнениями с религиозными учениями иудеев, христиан, ханифов: в
основе у Мухаммеда — строгое требование почитать только единого Аллаха и быть
безусловно покорным его воле. Само слово “ислам” означает покорность.
“Свидетельствует Аллах, что нет
божества, кроме него, и ангелы, и обладающие знанием, которые стойки в
справедливости: нет божества, кроме него, великого, мудрого! Поистине, религия
перед Аллахом — ислам…”(3:16 – 17).