Пользовательского поиска
|
традиционных положений Ислама. Однако
этот процесс оказался весьма болезненным и затяжным. Это отразилось, в
частности, в полемике по поводу допустимости (или греховности) создания в
мусульманских странах банковской системы. Полемика разворачивалась, с одной
стороны, вокруг положения о взимании ссудного процента (риба), а с другой — в
связи с шариатским запретом на омертвение капитала. Наиболее ярко выраженную
форму она приобрела в Египте, где муфти Мухаммад‘Абдо в 1899 году издал фатву,
разъяснявшую, что банковские вклады и взимание с них процентов не являются
ростовщичеством и, следовательно, не относятся к категории осуждаемого риба.
Эта фатва способствовала приведению существовавшей системы в соответствие с
интересами национальной буржуазии.
Расширение практики капиталистического
предпринимательства в мусульманских странах влекло за собой не только пересмотр
шариатских положений (как в случае с риба), но и оживление некоторых
традиционных принципов, имевших широкое распространение в период мусульманского
средневековья, например, мушарака и кирад (принципы торгового сотрудничества).
С другой стороны, нередко новые по содержанию явления воспринимались как
продолжение и развитие мусульманской традиции. Таковы, например, коммерческие
объединения, действовавшие в различных частях мусульманского мира на
религиозно-общинной основе (торговые дома и финансовые предприятия исмаилитов
ходжа и бохра, меманов), воспринимавшиеся как продолжение средневековой традиции
создания мусульманских торговых домов, но которые по сути своей имели уже
капиталистический или полукапиталистический характер.
Важнейшую роль сыграли изменения, происходившие в сфере общественного сознания. Это касается, прежде всего, процесса становления национального самосознания и возникновения буржуазного национализма. В русле этого процесса получилось новое осмысленное традиционное положение Ислама о единстве всех мусульман. Джамал ал-дин ал-Афгани формулирует идею солидарности мусульман, вылившуюся затем в концепцию панисламизма и получившую широкое распространение по всему мусульманскому миру. Параллельно с панисламизмом, направленным на объединение всех мусульман на конфессиональной основе, развивается и мусульманский национализм, сторонники которого выступают за обособление мусульманских общин от представителей других конфессий. Мусульманские религиозно-