Пользовательского поиска
|
Ислам в новое и новейшее время
Полтора столетия с начала XIX до
второй половины XX века явились важным переломным моментом в эволюции Ислама.
Изменения в социально-экономических структурах стран Востока, становление
нового класса — национальной буржуазии, развитие национально-освободительного
движения, распространение идей марксизма — все это в совокупности не могло не
повлечь за собой перемены во взглядах на роль Ислама в обществе, так и в самой
исламской мотивации новых религий общественного бытия.
Процесс адаптации
религиозно-философских и правовых норм ислама к новым историческим условиям,
начавшимся в середине XIX века и продолжающийся и поныне, многие исследователи
обозначают термином “мусульманская реформация”, хотя он принципиально отличен
от реформации христианской. Отличие
заключается, во-первых, в том, что эти процессы происходили в различные эпохи,
в различных конкретно-исторических условиях. Во-вторых, “мусульманская
реформация” выражалась, прежде всего, в пересмотре (или попытке пересмотра) религиозных
мотиваций различных аспектов светской жизни и лишь в незначительной мере
затрагивала собственно богословские вопросы.
В-третьих, отсутствие в Исламе института церкви и духовенства,
аналогичных христианским, наложило весьма существенный отпечаток на характер
реформ в Исламе.
Существенные изменения претерпела
мусульманская судебная система, сложившаяся в средневековье, и в определенной
мере — сама система мусульманского права: происходило постепенное ограничение
юрисдикции шариатских судов; к середине XIX века на территории Османской
империи были окончательно разграничены сферы компетенции шариатских и светских
судов (процесс этот начался значительно ранее). Одновременно с этим
осуществляется кодификация норм мусульманского права (свод положений
ханафисткого права — Манджалла — был составлен в 1869 – 1876 годах), в ряде
стран вводятся уголовные кодексы и другие правовые документы, не
предусматриваемые шариатом. Определенные изменения роли Ислама в общественной
жизни (хотя и весьма ограниченные) произошли в связи с реформами Мухаммада Али
в Египте и политикой танзимата в Османской империи.
Потребности социально-экономического развития ставили мусульманских богословов и правоведов перед необходимостью нового осмысления целого ряда