Пользовательского поиска
|
но это произошло в результате процесса
насильственного изгнания исповедующих ислам, а не идейной победы одной религии
над другой.
Почему же религия Мухаммеда так часто
одерживала верх над религией Христа? Видимо, вследствие большей простоты,
доступности, понятности народным массам, особенно в восточных странах, где
преобладал патриархально-феодальный быт.
В последние десятилетия, после первой
мировой войны, во многих странах произошли буржуазные реформы, ограничившие
влияние религии. Развернувшееся после второй мировой войны широкое
прогрессивное демократическое движение в странах “третьего мира” привлекло к
еще более радикальным переменам в мусульманских традициях и к их общему
ослаблению. Характер перемен происходил сообразно различным социально-политическим
условиям.
Речь идет не только о мелких и внешних
уступках мусульманского духовенства требованиям времени: смягчение или отмена
старых запретов, модернизация культа и пр., но и о более глубоких сдвигах. В
ряде стран проведены прогрессивные реформы, означающие решительную перестройку
правовых норм и культурно-бытового уклада, конфискацию церковных земель,
ограничение сферы действия шариата (не в пример возвращение к законам шариата в
Чечне), введение светского школьного и университетского обучения. В частности,
особенно радикальные реформы произошли в Турции после отмены султаната и
учреждения республики (реформы Кемаля Ататюрка, 1920-е годы).
Несмотря на обилие в исламе различных
течений, главными из которых являются суннизм и шиизм, среди всех мусульман
существует довольно стойкое представление о принадлежности к единой общности
людей, объединенных общей верой, общими традициями, общей начальной
историей и общими интересами в
современном мире.
Для понимания исторической социальной
роли ислама важна проблема соотношения государства и духовенства. В исламе нет
и церкви, служащей посредником между человеком и Аллахом, ни духовного
сословия, обладающего особой благодатью; духовная и светская власть в исламской
теории, да отчасти и на практике — нераздельны.
Лозунг превращения религиозной
общности всех мусульман в единство политического порядка не раз выдвигался и
поддерживался крупными мусульманскими государствами, претендовавшими на особую
лидирующую роль.