![]()
Пользовательского поиска
|
дополнительными подъемными двигателями
(ПД), синхронно связанными с основным подъемно-маршевым двигателем. ПД
использовались только на взлете и при посадке. Менее перспективными в этом
направлении были такие самолеты, у которых для получения вертикальной (горизонтальной)
тяги на 90 поворачивались отдельные агрегаты (винты, турбовинтовые двигатели
вместе с винтами или крыло вместе с турбореактивными двигателями) или силовая
установка в целом.
Второе направление включало разработку
самолетов, у которых для горизонтального полета использовались одни силовые
установки, а для вертикального режима — другие.
Третье направление имело целью
создание самолетов с изменением конструктивных параметров в полете (поворот
винтов, двигателей, крыла вместе с силовыми установками, части крыльев, части
винтов и т.д.). Широкие применение на реактивных самолетах получало изменение
геометрии крыла. Однако этот способ для сокращения взлетной и посадочной
дистанции к СВВП не подходит.
Четвертое направление — СВВП с
эжекторными и вентиляторными установками — можно, по-видимому, считать
перспективным. Здесь тяга двигателей меньше взлетной массы самолета, но за счет
специальных устройств — эжекторов более чем в 5 раз увеличивается объем
газов, выбрасываемых двигателями, что приводит к росту реактивной тяги (ее
значение становится выше массы самолета).
Таким образом, в разработке и создании
СВВП исследовалось довольно много вариантов, однако в корабельной авиации
практически реализованы лишь две схемы. Первая схема обеспечивала создание
вектора вертикальной (горизонтальной) тяги одним подъемно-маршевым двигателем
путем использования поворотных сопел (самолет Харриер — Англия, АУ-8А, АУ-8В — США). Во второй схеме использовались
дополнительные подъемные двигатели, синхронно связанные с основным, имеющим
поворотное сопло (Як-38 — СССР).
Вместе с рядом положительных, принципиально новых качеств (резкое сокращение размеров бетонных ВПП, возможность эксплуатации и боевого применения в корабельных условиях без катапульт и аэрофинишеров) СВВП обладают весьма существенными недостатками. Главный из них — большая продолжительность взлета и посадки, при которых расходуется огромное количество (более 30 %) топлива. В итоге у самолета резко ухудшаются основные
![]() |