Пользовательского поиска
|
избежать.
"Русская Правда", — писал Пестель в своем конституционном проекте, —
есть наказ или наставление Временному верховному правлению для его действий и
объявление народу, от чего он освобожден будет, чего вновь ожидать может... Она
содержит обязанности, на верховное правление возлагаемые, и служит для России
поручительством, что Временное правление единственно ко благу Отечества
действовать будет. Недостаток в таковой грамоте ввергнул многие государства в
ужаснейшие бедствия и междоусобия, потому что в оных правительство действовать
всегда могло по своему произволу, по личным страстям и частным видам, не имея
перед собою ясного и полного наставления, коим бы обязано было
руководствоваться, и что народ между тем никогда не знал, что для него
предпринимают, никогда не видел ясным образом, к какой цели стремятся действия
правительства..."
Разберем вопрос о том, как разрешался в проекте Пестеля вопрос о крепостном праве, а затем перейдем к вопросу об уничтожении самодержавия. Это два основных вопроса политической идеологии декабристов. Пестель чрезвычайно высоко ценил личную свободу человека. Будущее России для него — это общество лично свободных людей. "Личная свобода, — говорится в "Русской Правде", — есть первое и важнейшее право каждого гражданина и священнейшая обязанность каждого правительства. На ней основано все сооружение государственного здания, и без нее нет ни спокойствия, ни благоденствия". Освобождение крестьян без земли, то есть предоставление им только личной свободы, Пестель считал совершенно неприемлемым. Пестель стоял за освобождение крестьян с землей. Его аграрный проект подробно разработан в "Русской Правде" и представляет значительный интерес. В своем аграрном проекте Пестель смело объединил два противоречивых принципа. С одной стороны, он признавал правильным, что "земля есть собственность всего рода человеческого", а не частных лиц, поэтому не может быть частной собственностью, ибо "человек может только на земле жить и только от земли пропитание получать", следовательно, земля — общее достояние всего рода человеческого. Но, с другой стороны, он признавал, что "труды и работы суть источники собственности", и тот, кто землю удобрил и обработал, имеет право владеть землей на основе частной собственности. Для процветания хлебопашества нужно много издержек, а их согласится сделать только тот, который "в полной своей собственности землю иметь будет". Признав за правильные оба противоречивых положения, Пестель положил в основу своего