Пользовательского поиска
|
Физика
в то время сводилась к механике, проблемами которой Галилей занимался в течение
всей жизни. Вместе с тем она охватывала широкий круг общих мировоззренческих,
по существу — космологических проблем. До Галилея в ней в течение веков
господствовали представления аристотелевской школы перипатетиков о
принципиальном различии земных (точнее, подлунных) и небесных, или космических,
явлений, о существовании насильственных и естественных движений. К первым
относили движения под действием механической силы. При этом считалось, что они
могут продолжаться лишь пока действует сила. Второй вид движений якобы
определялся самой природой тела и геометрическими свойствами замкнутого
пространства Вселенной. По Аристотелю, тяжелые тела в своем естественном
движении должны были падать с различной скоростью в зависимости от своей
тяжести. Аристотель полагал, что независимым от веса падение было бы лишь в
пустоте, существование которой он как физик-экспериментатор отрицал.
Галилей
совершил подлинную революцию в механике, полностью разрушив представления
аристотелевой физики, сложившиеся на основе слишком грубого повседневного
наблюдения, либо, напротив, чисто умозрительные. Галилей впервые построил
экспериментально математическую науку о движении — кинематику, законы которой
он вывел в результате обобщения данных специально поставленных научных опытов.
Сравнивая
движение тел по наклонной плоскости с их свободным падением, он установил
единство (в частности, независимость скорости такого падения от веса тела),
установил законы колебания маятника и построил теорию равномерно ускоренного
движения. Этим не исчерпывается его вклад в механику. С ее помощью он заложил
основы научного метода выявления законов природы вообще. Прежде всего, он ввел
в механику точный количественный эксперимент и математическое описание явлений,
утверждая, что «книга природы написана языком математики». Метод же его
экспериментально-теоретического исследования заключается в количественном
анализе наблюдаемых частных явлений и постепенном мысленном приближении этих
явлений к некоторым идеальным условиям, в которых законы, управляющие ими,
проявятся, так сказать, в чистом виде. Такой метод получил название
индуктивного. Единственное, в чем Галилей остался аристотелеанцем, — было его
представление об инерциальном как движении по кругу.