Пользовательского поиска
|
якобы
особенными законами и природой объектов. В специальном тракте «о небе»
Аристотель нарисовал свою натурфилософскую картину мира.
Под
Вселенной Аристотель подразумевал всю существующую материю, состоявшую, по его
теории, из четырех обычных элементов — земли, воды, воздуха, огня и пятого —
небесного — вечно движущегося эфира, который от обычной материи отличался еще и
тем, что не имел ни легкости, ни тяжести. Аристотель критиковал Анаксагора за
отождествления эфира с обычным материальным элементом — огнем. Таким образом,
Вселенная, по Аристотелю, существовала в единственном числе.
В
картине мира Аристотеля впервые была высказана идея взаимосвязанности свойств
материи, пространства и времени. Вселенная представлялась конечной и
ограничивалась сферой, за пределами которой не мыслилось ничего материального,
а потому не могло быть и самого пространства, поскольку оно определялось, как
нечто, что было или могло быть заполнено материей. За пределами материальной
вселенной не существовало и времени, которое Аристотель с гениальной простотой
и четкостью определил как меру движения и связал с материей, пояснив, что «нет
движения без тела физического». За пределами материальной Вселенной Аристотель
помещал нематериальный, духовный мир божества, существование которого
постулировалось.
Древнегреческий астроном Гиппарх (ок.190 – 125 гг. до н. э.) был одним из первых, кто попытался раскрыть механизм наблюдаемых движений светил. С этой целью он впервые использовал в астрономии предложенный за сто лет до него знаменитым математиком Аполлонием Пергским геометрический метод описания неравномерных периодических движений как результата сложения более простых — равномерных круговых. Между тем именно к раскрытию простой сущности наблюдаемых сложных астрономических явлений призывал еще Платон. Неравномерное периодическое движение можно описать с помощью кругового двумя способами: либо вводя понятие эксцентрика — окружности, по которой смещен центр относительно наблюдателя, либо разлагая наблюдаемое движение на два равномерных круговых, с наблюдателем в центре кругового движения. В этой модели по окружности вокруг наблюдателя движется не само тело, а центр вторичной окружности (эпицикла), по которой и движется тело. Первая окружность называется деферентом (несущей). В дальнейшем в древнегреческой астрономии использовались обе модели. Гиппарх же использовал первую для описания