Пользовательского поиска
|
Поиски
точных законов гелиоцентрического планетного мира стали главным делом жизни
немецкого астронома Иоганна Кеплера (1571 – 1630). В ходе колоссальной работы
проявились не только его гениальность как астронома и математика, но и смелость
мысли, свобода духа. Он сумел преодолеть тысячелетние космологические традиции
и вместе с тем возродить и поставить на службу науке некоторые известные с
древности, но, по существу, забытые натурфилософские принципы, раскрыв их
глубокое истинное содержание.
Уже
современники Кеплера убедились в точности открытых им трех законов планетных
движений. Но они считали их удачной эмпирической находкой, «правилами»,
полученными без каких-либо предпосылок и обоснований, путем подбора величин.
Общие размышления, связанные с идеей «мировой гармонии» и поисками простых
числовых отношений в мире, составляющие большую часть в сочинениях Кеплера:
«Новая, изыскивающая причины астрономия, или физика неба» (1609) и «Гармония
мира» (1619), где изложены и его законы, рассматривались как неизбежная дань
эпохе, не имевшая отношения к его научным открытиям. Галилей считал их простым
воскрешением древней пифагорейской идеи о роли числа во Вселенной, не
совместимой с новым экспериментальным естествознанием, за которое он боролся.
Поэтому он не обратил внимания и на кеплеровы законы (а, возможно, и не
ознакомился с ними, хотя Кеплер послал ему сочинение 1609 года).
Первую
универсальную физико-космологическую и космогоническую картину мира на основе
гелиоцентризма попытался построить французский ученый и философ, физик,
математик, физиолог Рене Декарт (1596 – 1650). Мысль дать общий очерк
устройства и развития мира, положив в основу лишь идею вечно движущейся
материи, возникла у Декарта, когда ему было 23 года. Его «Трактат о системе
мира», законченный в основном к 1633 году, начинал собою новое направление в
философии естествознания — построение материалистических физико-космологических
картин мира, опиравшихся на механику. Однако, узнав о суровом суде над
Галилеем, Декарт не решился опубликовать свой труд.
Как и Галилей, выступивший против схоластики и догматизма,
он сформулировал принципы подлинно научного познания природы и изложил их в
своем труде «Рассуждение о методе». Сочинение было издано анонимно в Лейдене в