![]()
Пользовательского поиска
|
·
аэродинамическое
торможение (установка на крыле тормозных щитков, размещение в хвосте самолета
тормозного парашюта);
·
механическое торможение (установка на шасси
мощных тормозов различных конструкций);
· газодинамическое торможение (реверс тяги
двигателей) и, наконец, насильственное торможение (аэрофинишеры).
На рубеже 50-х и 60-х годов
конструкторы вплотную подошли к принципиально новому решению этой проблемы — созданию
самолетов, способных взлетать и садиться вертикально, не теряя своих главных
скоростных качеств и грузоподъемности. А начиналось это с создания вертолета
(винтокрыл И. И. Братухина — 1936 г., Н. И. Камова — 1959 г.)
и закончилось созданием самолетов вертикального взлета и вертикальной посадки.
Весь процесс создания таких летательных аппаратов занял около полутора десятков
лет.
Для выполнения вертикального взлета и
посадки (самолет должен был зависать в воздухе, осуществлять разгон и гасить
скорость до нуля) необходимо было обеспечить три условия. Первое — силовая
установка должна иметь тягу, превышающую массу самолета, или же самолет должен
иметь специальные устройства (эжекторы), увеличивающие тягу основной силовой
установки. Второе — тяга на взлете и посадке должна быть направлена вверх, а
при полете — горизонтально (за счет
поворотного сопла, изменяющего вектор тяги двигателя). Третье — на самолете,
кроме аэродинамических рулей, должны быть струйные рули для управления
самолетом в трех плоскостях (по курсу, крену и тангажу) как на режиме висения,
так и на переходных режимах до эволютивной скорости, когда вступают в работу
аэродинамические рули.
Одним из первых в мире разработку и
создание боевого самолета такой конструкции осуществил в начале 70-х годов
дважды Герой Социалистического Труда А. С. Яковлев.
При создании СВВП исследования шли по
нескольким направлениям.
Первое направление предусматривало использование на самолете одних и тех же двигателей как для режима вертикального взлета и посадки, так и для обеспечения горизонтального полета. В этом направлении наиболее перспективными (получившими практическую реализацию в боевой авиатехнике) оказались самолеты, у которых вертикальная и горизонтальная тяга создавалась одним турбореактивным подъемно-маршевым двигателем (ПМД) путем поворота потока газов специальным соплом (соплами), а также самолеты с
![]() |