![]()
Пользовательского поиска
|
энергии
на величину ∆ U =3 νR ∆ T) чайник c водой, поставленный на
ледяную поверхность.
Но
ведь одна из формулировок второго закона термодинамики в элементарной
(школьной) физике так и звучит: «В природе невозможны процессы, единственным
результатом которых является переход теплоты от тела с меньшей температурой к
телу с большей температурой». То есть данная модель есть не что иное, как еще
один вариант «вечного» двигателя. Рассмотрим еще один характерный perpetuum
mobile.
Первым
известным изобретателем в этой области был некий американский профессор Гэмджи,
предложивший сконструированный им так называемый нуль-мотор, который должен был
работать, извлекая теплоту, как мы бы теперь сказали, из равновесной окружающей
среды. Было это в 1880 году.
Вторым,
кто предложил двигатель, работающий на «теплоте окружающей среды», был тоже
американец Ч. Триплер, человек более известный, чем Гемджи, в связи с тем, что
он сконструировал действующую установку для сжижения воздуха. Публикация о
двигателе Триплера появилась впервые в 1899 году.
Оба
эти изобретения связаны одной и той же особенностью: происходящие в них
процессы должны были протекать при температуре ниже окружающей среды. Именно
здесь, в специфической области низких температур, где «на холоде», казалось бы,
все происходит иначе, чем в традиционной теплотехнике, оба изобретателя хотели
решить энергетическую проблему по-новому. Нет сомнения, что именно такое
«холодное» направление мыслей первых создателей проектов вечных двигателей
второго рода связано с сенсационными успехами техники низких температур,
которые как раз пришлись на конец 70-х — 90-е годы прошлого века.
Именно
два последних достижения низкотемпературной техники того времени — аммиачная холодильная
машина и установка сжижения воздуха — послужили соответственно прототипами
проектов Гэмджи и Триплера. Прототипами их можно назвать только условно.
Поскольку идея была совсем новой: использовать холодильные машины в совершенно
другом плане — как двигатели.
Как же, по мысли Гэмджи, должен был работать этот двигатель? Известно, что при температуре окружающей среды (например, 300К=27˚С) аммиак кипит при давлении 1,0 МПа. Следовательно, в котле с жидким аммиаком, помещенным в эту среду, установится повышенное по сравнению с атмосферным давление.
![]() |