Пользовательского поиска
|
«гидростатический
парадокс» — давление жидкости зависит только от высоты ее столба, а не от ее
количества. Широко известным это положение стало позже, когда аналогичные опыты
были вновь и более широко поставлены Блезом Паскалем (1623 – 1662 гг.), но и
они не были поняты многими инженерами и учеными, по-прежнему считавшими, что
чем шире сосуд, тем больше давление содержащейся в нем жидкости. Жертвами
подобных заблуждений были иногда даже люди, работавшие на самом переднем крае
современной им науки и техники. Примером может служить Дени Папин (1647 – 1714 гг.)
— изобретатель не только «папинова котла» и предохранительного клапана, но и
центробежного насоса, а главное первых перовых машин с цилиндром и поршнем.
Папин даже установил зависимость давления пара от температуры и показал, как
получать на основе ее вакуум, и повышенное давление. Он был учеником Гюйгенса,
переписывался с Лейбницем и другими крупными учеными своего времени, состоял
членом английского Королевского общества и Академии наук в Неаполе. И вот такой
человек, который по праву считается крупным физиком и одним из основоположников
современной теплоэнергетики, работает над вечным двигателем! Более того, он
предлагает такой perpetuum mobile, ошибочность принципа которого была
совершенно очевидна и современной ему науке. Он публикует этот проект в журнале
«Философские труды» (Лондон,
Идея
вечного двигателя Папина очень проста — это по существу перевернутая «вверх
ногами» труба Зонки. Из широкого сосуда выходит тонкая трубка, конец которой
расположен сверху над сосудом. Папин полагал, что, поскольку в широком сосуде
вес воды больше, его сила должна превосходить силу веса узкого столба в тонкой
трубке, вода будет постоянно сливаться из конца тонкой трубки в широкий сосуд.
Остается только подставить под струю водяное колесо и вечный двигатель готов!
Очевидно,
что на самом деле так не получится; поверхность жидкости в тонкой трубке
установится на том же уровне, что и в сосуде, как в любых сообщающихся сосудах.
Судьба
этой идеи Папина была той же, что и других вариантов гидравлических вечных
двигателей. Автор к ней больше не возвращался, занявшись более полезным делом —
паровой машиной.
В дальнейшем было предложено еще много гидравлических вечных двигателей и с другими способами подъема воды, в частности капиллярных и фитильных. В них предлагалось жидкость поднимать из нижнего сосуда в верхний