Пользовательского поиска
|
К тому, кто обижает безвинного
человека, чистого и безупречного человека, именно к такому глупцу возвращается
зло, как тончайшая пыль, брошенная против ветра.
Если отказ от маленького счастьица
позволяет увидеть большое счастье, пусть мудрый откажется от маленького
счастьица, размышляя о большом счастье.
Тот, кто ищет себе счастья, причиняя
страдания другим, запутавшись в тенетах ненависти, не освобождается от
ненависти.
Ведь что должно быть сделано,
откладывается; что не нужно делать, наоборот, делается. У таких беспечных и
заносчивых увеличиваются желания.
Люди, гонимые желанием, бегают вокруг,
как бегает перепуганный заяц. Связанные путами и узами, они снова и снова в
течение долгого времени возвращаются к страданию.
Богатства убивают глупого, а не тех,
кто ищет другого берега. Желая богатства, глупый убивает себя, как других.
Я называю брахманом того, у кого мало
желаний, кто не имеет дома и не связан ни с домовладельцами, ни с бездомными.
И в тоже время: те, кто не вёл
праведной жизни, не достиг в молодости богатства, гибнут, как старые цапли на
пруду, в котором нет рыб.
Те, кто не вёл праведной жизни, не
достиг в молодости богатства, лежат, как сломанные луки, вздыхая о прошлом.
Того, кто исполнен веры и добродетели,
наделён славой и богатством, в каком бы месте он ни оказался, чтут повсюду.
Приведенные примеры взяты из
Джаммапады, которая относится к числу тех произведений, которые, как говорит
традиция, составлены из изречений, приписываемых Будде и произносившихся им по
поводу того или иного случая. Если же еще учесть, что в Джаммападе весьма полно
и широко изложены основные принципы морально-этической доктрины раннего
буддизма, то станет понятным авторитет, которым она пользовалась и пользуется
до сих пор у последователей буддизма, видящих в ней сокровищницу буддийской
мудрости, произведение, претендующее на роль учебника жизни.
Образцы расхождения слова с делом показывал в собственном поведении и сам Будда. Он учил: “жизнь благочестивая должна довольствоваться пребыванием у корня дерева; так следовало бы и вам, монахи, проводить всю вашу жизнь, вихары же и четыре рода других помещений это лишь экстраординарно дозволенное”. Иначе говоря, монахи, как правило, могут иметь