Пользовательского поиска
|
указанные периоды собрания деятелей
сангхи (буддийской церкви), то они не были всеиндийскими, а имели лишь местное
значение. Подвергается сомнению историчность даже последнего из Соборов —
третьего; оно поддерживается тем обстоятельством, что в памятниках, связанных с
царем Ашокой, о Паталипутрском соборе нет ни одного упоминания. Советский
исследователь Г. М. Бонгард-Левин считает, что речь здесь должна идти не о
всебуддийском Соборе, а о “собрании общины” — событии столь малозначительном,
что Ашока не счел даже нужным писать о нем или ссылаться в своих эдиктах на его
решения.
Из всех толков и ответвлений раннего
буддизма выделилось одно направление, завоевавшее прочные позиции на севере
Индии и впоследствии распространившееся в ряде стран Азии. Его приверженцы
назвали свое учение махаяной — “широкой колесницей”, “широким путем” к истине;
“узкой колесницей”, или хинаяной, они именовали прежнее учение,
господствовавшее на юге. Буддизм в его махаянистской форме был принят царем
Кушанской империи Канишкой, с именем которого связано предание о новом Соборе,
проходившем около 100 г. н. э. в Кашмире. Собор сформулировал и утвердил
основные положения махаяны. Махаянистские историки буддизма тоже говорят о трех
Вселенских соборах и поэтому вынуждены кашмирский Собор включать в эти рамки.
Для этого им необходимо или игнорировать третий Собор, или же смешивать воедино
второй и третий, вследствие чего получаются хронологические несообразности, в
частности чрезмерное продление жизни отдельных лиц. Даже историческая личность
Ашоки здесь мистифицируется довольно странным образом: махаянисты относят
второй Собор к царствованию Дхарма-Ашоки (благочестивого Ашоки), а хинаянисты
говорят в этой связи о Кала-Ашоке (Черном Ашоке) . Не исключено, что имеется в
виду один и тот же персонаж, исторический Ашока, по какой именно Собор
происходил в его царствование, остается неясным. Основателем махаяны, впервые
употребившим даже этот термин, считается буддийский богослов Ашвагхоша (жил в
начале нашей эры), а главным идеологом, сыгравшим наибольшую роль в
распространении махаянистского буддизма, был, очевидно, Нагарджуна (ок.
середины II в. н. э.).
Примерно в середине первого тысячелетия нашей эры сформировалось новое направление махаяны, известное под названием варджаяны — “алмазной колесницы”. По-иному оно именуется буддийским тантризмом, или тантраяной. Некоторые исследователи высказывают мнение, что варджаяна зародилась не позже хинаяны и махаяны. В литературе бытуют и такие взгляды, по которым