Пользовательского поиска
|
Если поставить вопрос, почему же в
Индии власть имущие не выжимали из общины такой же максимум, который стремились
всегда иметь от своих подданных правители мусульманского Востока и Китая, ответ
будет прост: шестой части урожая и соответствующих пошлин и налогов с
ремесленников и торговцев в Индии вполне хватало. И не только хватало для
престижного потребления власть имущих, для содержания их чиновников и воинов,
но также и для многочисленных храмов. Больше того. Оставались излишки, которые
накапливались в форме баснословных сокровищ — тех самых, что из века в век
вывозили из богатой, сказочно богатой Индии удачливые завоеватели, будь то
иранский Надир, афганский Ахмад-шах или в более позднее время английские
колонизаторы, для которых Индия справедливо считалась жемчужиной британской
короны. Веками вывозили — и еще немало оставалось. Откуда все это бралось?
Если иметь в виду внутренние ресурсы,
то Индия в этом смысле мало, чем отличается от других стран Востока. Пожалуй,
секрет здесь в ином — опять-таки в специфике Индии, о чем и идет речь.
Неразвитая индийская бюрократическая машина была неизмеримо слабее и
соответственно стоила намного дешевле, нежели в Китае, даже в мусульманских
странах. Кроме того, строгие нормы кастовой иерархии всегда ограничивали
аппетиты и потенции честолюбцев и даже удачливых военачальников и жестко
расставляли все по своим местам, включая и уровень потребления, особенно
престижного: каждый получал в основном то, на что имел право, даже если ему
удавалось захватить силой гораздо больше. Уровень же потребления для основной
массы населения Индии всегда был достаточно низким: одежда минимальна, питание
в основном вегетарианское, жилища просты до предела. Частично это объясняется
климатом, географической зоной обитания, частично — традиционными религиозными
нормами и запретами. Но факт остается фактом: взимая с общины сравнительно
мало, причастные к власти верхи были сказочно богаты.
И еще один существенный момент. Налоги государству община платила в целом, причем внутри общины свою долю вносили все те, кто считался полноправным членом общины и производил продукты сельского хозяйства. Возможно, что доля богатых при этом была соответственно большей. Другими словами, налоги платили имущие, как в городе, так и в деревне. И это немаловажно иметь в виду, когда идет речь о связях типа “казна — община” и о достаточно сложных, неоднозначных взаимоотношениях государства с