Пользовательского поиска
|
брахманов). Во-вторых,
последовательное стремление избежать любых мирских дел и страстей ведет к
резкому противопоставлению религиозных виртуозов массам людей, вынужденных
вопреки высшей ценности мистического спасения заниматься необходимой для
выживания общества хозяйственной деятельностью.
Индуистская кастовая система
сакрализует и закрепляет разделение труда в обществе. Там, где люди неравны
перед высшим началом, неравны перед ним и их профессии. Помимо свойственного
любому, в том числе и западному, обществу неравного расположения профессий на
шкале социального престижа, которая определяется совокупностью их экономических
преимуществ, идеологических установок, социально-психологических и эстетических
характеристик, традиций, в кастовом обществе каждая профессия, являющаяся одной
из главных характеристик касты, наделяется сакральным смыслом и определяет
уровень религиозных ожиданий индивида. Профессии, связанные с
предпринимательской деятельностью (торговля) и производительным трудом
(ремесло, земледелие) занимают в этой иерархии невысокие позиции. Такое
положение дел вполне соответствует общей концепции мистического спасения,
согласно которой любое проявление мирской активности препятствует осуществлению
сотериологических целей.
Представления о профессиональном
долге. Важнейшим элементом индуистского сознания является выполнение каждым
своей дхармы, кастового долга, соответствующих норм поведения и
профессиональной деятельности, которые приобретают, как и в протестантизме,
сакральный характер. Однако за этим внешним сходством основ религиозного
сознания стоит глубочайшее сущностное различие. В отличие от долга протестанта,
который состоит в обязанности служить Богу в миру любым способом, долг индуиста
всегда конкретен и состоит для каждого индивида в своде подробно описанных в
дхармашастрах обязанностей и правил поведения. Профессиональная деятельность
индуиста составляет его священное жизненное предназначение, но при этом
ценность имеют не усердие и успехи сами по себе, выраженные в абстрактной
величине — в денежном богатстве, а качественное совершенствование мастерства и
продукта труда.
На этом основании М. Вебер делает выводы, что “индуистская профессиональная добродетель была самой традиционалистской концепцией профессионального долга, какую только можно представить”,“специфическое