Пользовательского поиска
|
материальный мир, подчиняются этим
законам и не противостоят миру людей и природы, а являются лишь его вершиной.
Жизнь индуиста, в отличие от
христианина, не является уникальной. В соответствии с законом кармы происходит
цепь рождений, смертей и возрождений в новом облике, соответствующем сумме
накопленных заслуг.
Индуистская методика спасения, подобно
христианской, основывается на неприятии мира. Однако причины неприятия здесь
принципиально иные, чем в христианстве: индуисты отвергают мир повседневности не
за его несовершенство и греховность, не по этическим причинам (что
предполагает, как мы видели, возможность деятельности по исправлению мира), а
за то, что этот мир является иллюзорным, т. е. это неприятие носит
онтологический характер. Соответственно, поскольку иллюзорный мир исправлять
бессмысленно и действовать в нем тоже, то индуистская методика спасения,
названная М. Вебером потусторонним мистицизмом, состоит в отказе от мира и
любой практической деятельности в нем. Конечная цель спасающегося состоит в
том, чтобы путем мистического озарения постичь Абсолют и слиться с ним, прервав
тем самым колесо рождений — сансару — и иллюзорное существование. В отличие от
аскетизма, сущность мистического спасения составляет не рациональная деятельность,
а рациональное знание.
Средством достижения мистического
знания является созерцание, непременное условие которого — устранение всех
препятствий, создаваемых природой и социальной средой. Ищущий спасения верующий
стремится свести к минимуму свое участие в мирской деятельности,
сосредоточившись на специальных методиках созерцания (медитации) и на
постижении религиозной философии. Это способствует развитию последовательной и
глубокой рационализации в рамках индуизма, однако, она охватывает лишь ментальные
процессы и сферы высокой духовности и философии, в отличие от рационализации
протестантизмом всего образа жизни в целом, включая хозяйственную жизнь.
М. Вебер указывает на неизбежный “сотериологический аристократизм” мистицизма, т. е. на неравенство шансов на обретение спасения у представителей разных социальных и имущественных групп. Это объясняется тем, что, во-первых, для того чтобы быть сосудом Бога и обладать абсолютным знанием, необходимо иметь определенные прирожденные харизматические свойства (такое обладание в индуизме закреплено социально и приписано варне