Пользовательского поиска
|
Смысл этого направления буддизма и его
отличие от первоначального буддизма Хинаяны в том, что махаянистское
направление оказывало несравненно большее внимание буддистам-мирянам. За
поддержку монахов и храмов, за верность буддизму были обещаны если и не нирвана
— ее по-прежнему могли достичь лишь ушедшие от мира монахи— то, во всяком
случае, улучшение кармы и даже буддийский рай, по пути к которому их вели
святые подвижники-бодисатвы.
Реформа буддизма, связанная с именем
знаменитого буддийского монаха Нагарджуны и осуществленная при покровительстве
Канишки, была призвана укрепить позиции весьма далекой от мирских интересов
религии. В известной мере это удалось: буддизм стал ближе и понятнее людям. Но
оттеснить на задний план в самой Индии древний брахманизм, уже успешно
трансформировавшийся в индуизм, буддизм так и не сумел, хотя в северо-индийских
и особенно пригималайских районах (знаменитый монастырь Наланда) он успешно
существовал и даже развивался еще на протяжении примерно тысячелетия. Зато
через восточные районы Кушанского царства буддизм Махаяны как раз со времен
Канишки начал свое победоносное продвижение на восток, прежде всего в Китай.
Распространение буддизма за пределами
Индии столкнуло его с местными религиями ряда новых стран и народов, далекими
от абстрактно-схоластического мудрствования. Буддизм должен был
приспосабливаться к их бытовым и религиозно-идеологическим традициям и соответственно
претерпевать серьезные изменения.
Известную роль играл и процесс материального обрастания сангхи и монастырей. Обязанность подаяния, лежавшая на мирянах с возникновением буддизма, вначале выражалась в скромных формах: надо было класть в чашу странствующего бхикшу, в молчании опускавшего глаза долу, горстку риса или немного какой-либо другой еды. Но постепенно изменились не только масштабы, но и характер благочестивой милостыни. Пожертвования в пользу монастырей приняли огромные размеры, а сами монастыри со временем превратились из аскетически-скромных убежищ для нищих монахов в великолепные общежития для важных деятелей буддийской церкви, за которыми наименование бхикшу (нищие) сохранилось лишь по традиции. Изучение буддийских писаний, которых с течением времени становилось все больше, не могло полностью исчерпывать всю жизненную активность этих многочисленных кадров. Она находила применение в усиленном мифотворчестве и в выдумывании новых обрядов, для объяснения