Пользовательского поиска
|
умершем,
или уехавшем хозяине: она его желает, и это желание, относясь к отсутствующему,
предполагает у животного определенное умственное представление, которое
собственно и есть прямой объект желания и вытекающих из него действий (собака
ищет невидимого ею, но умопредставляемого хозяина, отправляется на его могилу и
т.п.). Наконец, у человека, мыслящего не только в индивидуальных
представлениях, но и в универсальных понятиях, и волевое отношение может
определяться этими понятиями, как общими и постоянными правилами и принципами
действия. Если уже в мире животном мотивы чувственного влечения подчиняются
высшим мотивам желания (так тоскующая собака отказывается от пищи; сюда же
относятся более обыкновенные случаи, когда то или другое чувственное влечение
побеждается страхом умопредставляемого наказания — мотив высший, если не
в этическом, то в психологическом смысле), — то человек может подчинять не
только чувственные влечения, но и все свои желания высшей нравственной идее,
может из многих предстоящих действий выбирать то, которое соответствует
принятому или решенному принципу деятельности. Способность к такому выбору
и принципиальному решению есть бесспорный психологический факт, но с
этим фактом связан самый трудный и сложный метафизический вопрос о свободе воли.
Спрашивается: в каждом данном случае зависит ли выбор одного мотива воли
предпочтительно перед другими от того, что именно этот мотив оказывается при
данных условиях наиболее сильным или действительным для данного субъекта с его
данным, унаследованным и воспитанным характером, или же выбор может зависеть
окончательно от особого, простого и внезапного ничем с необходимостью не
обусловленного решения самого субъекта? Такова простейшая постановка этого
вопроса.
Хотение
и познание, воля и ум, отвлеченно противополагаемые друг другу; в
действительности неразрывно между собой связаны. Если, как было сказано, воля
невозможна без познания, то и это последнее невозможно без воли. Чтобы познать
или понять какой-нибудь предмет или отношение, необходимо прежде всего на нем
остановить свою мысль, выделить его умственно изо всей совокупности предметов и
отношений. Такая остановка и выделение есть волевой акт, называемый
произвольным вниманием. Но необходимость волевого элемента в происхождении
(генезисе) познания нисколько не сообщает субъективно произвольного характера
результатам познавательного процесса. Участие воли в создании истинной науки
состоит не в том, что мы познаем только то, чего нам хочется, а в том, что мы
хотим познавать те или другие существенные стороны действительных предметов.