Пользовательского поиска
|
запаздывание и принципиальное различие
между становлением реального явления и его рефлексивным отражением.
Детство имеет свои законы и,
естественно, не зависит от того, что художники начинают обращать на детей
внимание и изображать их в своих полотнах. Если даже признать бесспорным
суждение Ф. Ариеса о том, что искусство есть отраженная картина нравов,
художественные произведения сами по себе не могут дать всех необходимых данных
для анализа понятия детства и не со всеми выводами автора можно согласиться.
Исследование Ф. Ариеса начинается со средневековья,
ибо лишь в то время появляются живописные сюжеты с изображением детей. Но
забота о детях, идеи воспитания, разумеется, появились задолго до средних
веков. Уже у Аристотеля встречаются мысли, посвященные детям. Работа Ф. Ариеса
ограничена исследованием детства только европейского ребенка из высших слоев
общества и описывает историю детства вне связи с социально-экономическим
уровнем развития общества. На основании документальных источников Ф. Ариес
описывает содержание детства знатных людей. Так, детские занятия Людовика XIII
(начало XVII века) могут служить для этого хорошей иллюстрацией. В полтора года
Людовик XIII играет на скрипке и одновременно поет (музыке и танцам детей
знатных семей учили с самого раннего возраста). Это Луи делает еще до того, как
его внимание привлекает деревянная лошадка, ветряная мельница, волчок (игрушки,
которые дарились детям того времени). Людовику XIII было три года, когда он
первый раз участвовал в праздновании Рождества (
Но можно привести много других
примеров детства. Один из них взят из XX века. Это описание путешествия Дугласа
Локвуда вглубь пустыни Гибсона (Западная Австралия) и его встречи с аборигенами
племени пинтуби ("поедатели ящериц").