Пользовательского поиска
|
квалифицированных работников и
примерных граждан. Именно школа, по мнению Ф. Ариеса, вывела детство за пределы
первых 2 – 4 лет материнского, родительского воспитания в семье. Школа,
благодаря своей регулярной, упорядоченной структуре способствовала дальнейшей
дифференциации того периода жизни, который обозначается общим словом
"детство". Универсальной мерой, задающей новую разметку детства, стал
"класс". Ребенок вступает в новый возраст каждый год, как только
меняет класс. В прошлом жизнь ребенка и детство не подразделялись на такие
тонкие слои. Класс стал определяющим фактором в процессе дифференциации
возрастов внутри самого детства и отрочества.
Таким образом, согласно концепции Ф.
Ариеса, понятие детства и отрочества связано со школой и классной организацией
школы. Следующий возрастной уровень также связывается Ф. Ариесом с новой формой
социальной жизни — институтом военной службы и обязательной воинской
повинности. Это подростковый, или юношеский возраст. Понятие подростка привело
к дальнейшей перестройке обучения. Педагоги начали придавать большое значение
форме одежды и дисциплине, воспитанию стойкости и мужественности, которыми
ранее пренебрегали. Новая ориентация сразу же отразилась в искусстве, в
частности в живописи. "Новобранец теперь более не представляется
плутоватым и преждевременно состарившимся воякой с картин датских и испанских
мастеров XVII века. Он теперь становится привлекательным солдатом,
изображенным, например, Ватто", — пишет Ф. Ариес. Типичный образ юноши
создает Р. Вагнер в "Зигфриде".
В XX веке Первая мировая война породила феномен "молодежного сознания", представленного в литературе "потерянного поколения". "Так, на смену эпохе, не знавшей юности, — пишет Ф. Ариес, — пришла эпоха, в которой юность стала наиболее ценимым возрастом... Все хотят вступить в него пораньше и задержаться в нем подольше". Каждый период истории соответствует определенному привилегированному возрасту и определенному подразделению человеческой жизни. Молодость — это привилегированный возраст XVII века, детство — XIX, юность — XX. Как видим, исследование Ф. Ариеса посвящено возникновению понятия о детстве или, говоря иначе, проблеме осознания детства как общественного феномена. Но, анализируя концепцию Ф. Ариеса, необходимо помнить психологические законы осознания. Л. С. Выготский говорил: "Чтобы осознать, нужно иметь то, что должно быть осознано". Существует неизбежное