Пользовательского поиска
|
изображения реальных детей. Как
правило, это были портреты детей влиятельных лиц или царственных особ в детском
возрасте. Таким образом, по мнению Ф. Ариеса, открытие детства началось в XIII
веке, его развитие можно проследить в истории живописи XIV – XVI веков, но
очевидность этого открытия наиболее полно проявляется в конце XVI и в течение
всего XVII столетия.
Важным символом изменения отношения к
детству служит, по мысли исследователя, одежда. Как только ребенок вырастал из
пеленок, его сразу же одевали в костюм, ничем не отличающийся от одежды
взрослого соответствующего социального положения. Только в XVI – XVII веках
появляется специальная детская одежда, отличающая ребенка от взрослого.
Интересно, что для мальчиков и девочек в возрасте 2 – 4 лет одежда была
одинаковой и состояла из детского платьица. Иначе говоря, для того чтобы
отличить мальчика от мужчины, его одевали в костюм женщины, и этот костюм
просуществовал до начала нашего столетия, несмотря на изменение общества и
удлинение периода детства. Отметим, что в крестьянских семьях до революции дети
и взрослые одевались одинаково. Кстати, эта особенность сохраняется там, где
нет больших различий между работой взрослых и игрой ребенка.
Анализируя портретные изображения
детей на старинных картинах и описание детского костюма в литературе, Ф. Ариес
выделяет три тенденции в эволюции детской одежды:
1)
феминизация
— костюм для мальчиков во многом повторяет детали женской одежды;
2)
архаизация
— одежда детей в данное историческое время запаздывает по сравнению с взрослой
модой и во многом повторяет взрослый костюм прошлой эпохи (так у мальчиков
появились короткие штаны);
3)
использование
для детей высших сословий обычного взрослого костюма низших сословий
(крестьянской одежды).
Как подчеркивает Ф. Ариес,
формирование детского костюма стало внешним проявлением глубоких внутренних
изменений отношения к детям в обществе. Теперь дети начинают занимать важное
место в жизни взрослых.
Открытие детства позволило описать полный цикл человеческой жизни. Для характеристики возрастных периодов жизни в научных сочинениях XVI – XVII веков использовалась терминология, которая до сих пор употребляется в научной и разговорной речи: детство, отрочество, юность, молодость, зрелость, старость, сенильность (глубокая старость). Но современное значение этих слов не