Пользовательского поиска
|
буддийских храмов, а также иных
религиозных организаций и сект), царское и воинское. Все эти формы
землевладения были чаще всего условными, а соответствующие земли обрабатывались
преимущественно зависимыми арендаторами, а также рабами или кармакарами.
Ашока уделял большое внимание
организации судопроизводства, включая кодификацию норм права. Он также строго
следил за эффективностью администрации, для чего регулярно раз в три – пять
лет, устраивал инспекционные ревизии в провинциях, в ходе которых инспекторам
вменялось в обязанность строго контролировать действия местных властей и
следить за соблюдением норм дхармы. В понятие дхармы Ашока включал и
религиозную терпимость, хотя некоторые данные позволяют предполагать, что к
концу жизни он становился все более ревностным буддистом. Именно этот
явственный акцент в его деятельности: щедрые дары и пожертвования буддийским
храмам, поддержка деятельности буддистов и ограничения по отношению к
представителям иных религий, включая и брахманизм, вызывал недовольство в стране,
большая часть населения которой продолжала по традиции почитать именно
брахманов и брахманизм.
Дело в том, что, несмотря на упадок
брахманизма влияние его и сформированных им еще в глубокой древности
институтов, включая систему варн, было во всей Индии очень большим, а
распространение этих институтов на всю территорию гигантской империи Маурьев еще
более усилило их значение. Заметим, что ориентировавший своих сторонников на
монашескую жизнь и поиски нирваны ортодоксальный ранний буддизм Хинаяны, в его
наиболее распространенной форме Тхеравады не соответствовал издревле
устоявшейся организации общества с его традиционной системой варн, которая уже
самим фактом своего существования реабилитировала древний брахманизм,
постепенно трансформировавшийся в более развитую религиозную форму индуизма.
Поэтому неудивительно, что демонстративный акцент Ашоки в сторону буддизма
вызывал недовольство влиятельных слоев древнеиндийского общества, прежде всего
жрецов-брахманов, и что именно это недовольство могло иметь следствием
ослабление власти императора, может быть, даже и крушение всей с таким трудом
создававшейся системы достаточно явной централизованной администрации.
Источники смутно и противоречиво говорят о конце жизни Ашоки, но все сходятся в одном: конец его царствования был отмечен серьёзными внутренними