Пользовательского поиска
|
детства человека — продукт истории, и
они столь же подвержены изменению, как и тысячи лет назад. Поэтому нельзя
изучать детство ребенка и законы его становления вне развития человеческого
общества и законов, определяющих его развитие. Продолжительность детства
находится в прямой зависимости от уровня материальной и духовной культуры
общества.
Как известно, теория познания и
диалектика должны складываться из истории философии, истории отдельных наук,
истории умственного развития ребенка и детенышей животных, истории языка.
Заостряя внимание именно на истории умственного развития ребенка, следует
отличать ее как от развития ребенка в онтогенезе, так и от неравномерного
развития детей в различных современных культурах.
Проблема истории детства — одна из
наиболее трудных в современной детской психологии, так как в этой области
невозможно проводить ни наблюдение, ни эксперимент. Этнографам хорошо известно,
что памятники культуры, имеющие отношение к детям, бедны. Даже в тех редких
случаях, когда археологи находят игрушки, они оказываются, как правило, предметами
культа, которые в древности клали в могилы, чтобы они служили хозяину в
загробном мире. Миниатюрные изображения людей и животных использовались также в
целях колдовства и магии. Можно сказать, что экспериментальным фактам
предшествовала теория.
Теоретически вопрос об историческом
происхождении периодов детства был разработан в трудах П. П. Блонского, Л. С.
Выготского, Д. Б. Эльконина. Ход психического развития ребенка, согласно Л. С.
Выготскому, не подчиняется вечным законам природы, законам созревания организма.
Ход детского развития в классовом обществе "имеет совершенно определённый
классовый смысл". Именно поэтому нет вечно детского, а существует лишь
исторически детское. Так, в литературе XIX века мы находим многочисленные
свидетельства отсутствия детства у пролетарских детей.
Принято считать, что статус детства пролетарского ребенка формируется лишь в XIX – XX веках, когда с помощью законодательства об охране детства начал запрещаться детский труд. Разумеется, это не означает, что принятые юридические законы способны обеспечить детство для трудящихся низших слоев общества. Дети в этой среде и сегодня выполняют работы, необходимые для общественного воспроизводства (уход за малышами, домашние работы, некоторые сельскохозяйственные работы). Таким образом, хотя в наше время и