Пользовательского поиска
|
стратегия
формирования психических процессов приводит к намеченному результату, можно
судить о его причине. Таким образом, критерием для выделения причины развития
может служить успешность формирующего эксперимента.
Каждая
из названных стратегий имеет свою историю развития. Как мы уже говорили,
детская психология начиналась с простого наблюдения. Огромный фактический
материал о развитии ребенка в раннем возрасте был собран известными психологами
в результате наблюдений развития собственных детей (В. Прейер, В. Штерн, Ж.
Пиаже, Н. А. Рыбников, Н. А. Менчинская, А. Н. Гвоздев, В. С. Мухина, М. Кечки
и др.).
Н.
А. Рыбников в работе "Детские дневники как материал по детской
психологии" (1946) дал исторический очерк этого основного метода изучения
ребенка. Анализируя значение первых зарубежных дневников (И. Тэн, 1976; Ч.
Дарвин, 1877; В. Прейер, 1882), появление которых стало поворотным пунктом в
развитии детской психологии, он писал о том, что русские психологи по праву
могут претендовать на первенство, поскольку А. С. Симонович уже в
Советский психолог М. Я. Басов разработал систему объективного наблюдения — этого основного, с его точки зрения, метода детской психологии. Подчеркивая значение естественности и обычности условий наблюдения, он описал как карикатурную такую ситуацию, когда в детский коллектив приходит наблюдатель с бумагой и карандашом в руках, устремляет свой взгляд на ребенка и постоянно что-то записывает. "Сколько бы ребенок ни изменял своего положения, как бы он ни перемещался в окружающем пространстве, взор наблюдателя следует за ним и все что-то высматривает, при этом все время молчит и что-то пишет". М. Я. Басов правильно считал, что исследовательскую