Пользовательского поиска
|
—
проследить логику освоения идеальных форм. Ребенок не сразу осваивает духовное
и материальное богатство человечества. Но вне процесса освоения идеальных форм
вообще невозможно развитие. Поэтому внутри непреформированного типа развития
психическое развитие ребенка — это особый процесс. Процесс онтогенетического
развития — процесс ни на что не похожий, процесс чрезвычайно своеобразный,
который проходит в форме усвоения.
Стратегии исследования психического
развития ребенка
Уровень
развития теории определяет стратегию исследования в науке. Это полностью
относится и к детской психологии, где уровень теории формирует цели и задачи
этой науки. Сначала задача детской психологии заключалась в накоплении фактов и
расположении их во временной последовательности. Этой задаче соответствовала
стратегия наблюдения. Конечно, уже тогда исследователи пытались понять движущие
силы развития, и каждый психолог об этом мечтал. Но для решения этой задачи не было
объективных возможностей. Стратегия наблюдения реального хода детского развития
в тех условиях, в которых оно стихийно складывается, привела к накоплению
разнообразных фактов, которые необходимо было привести в систему, выделить
этапы и стадии развития, чтобы затем выявить основные тенденции и общие
закономерности самого процесса развития и понять его причину.
Для
решения этих задач психологи использовали стратегию естественнонаучного
констатирующего эксперимента, который позволяет установить наличие или
отсутствие изучаемого явления при определенных контролируемых условиях,
измерить его количественные характеристики и дать качественное описание. Обе
стратегии — наблюдение и констатирующий эксперимент — широко распространены в
детской психологии. Но их ограниченность становится все более очевидной по мере
того, как выясняется, что они не приводят к пониманию причин психического
развития человека. Это происходит потому, что ни наблюдение, ни констатирующий
эксперимент не могут активно воздействовать на процесс развития, и его изучение
идет только пассивно.
В настоящее время интенсивно разрабатывается новая стратегия исследования — стратегия формирования психических процессов, активного вмешательства, построения процесса с заданными свойствами. Поскольку