Пользовательского поиска
|
возникла
новая сфера практики. Это контроль над процессами детского развития, который
следует отличать от задач диагностики и отбора детей в специальные учреждения. Детский
психолог должен сказать: правильно ли развивается и функционирует психика
ребенка, а если неправильно, то в чем состоят отклонения и как их следует
компенсировать. Все это можно сделать только на основе глубокой и точной
теории, вскрывающей конкретные механизмы и динамику развития психики ребенка.
Специфика психического развития ребенка
Что
же такое развитие? Чем оно характеризуется? В чем принципиальное различие
развития от всяких других изменений объекта? Как известно, объект может
изменяться, но не развиваться. Рост, например, это количественное изменение
данного объекта, в том числе и психического процесса. Есть процессы, которые
колеблются в пределах "меньше-больше". Это процессы роста в
собственном и подлинном смысле слова. Рост протекает во времени и измеряется в
координатах времени. Главная характеристика роста — это процесс количественных
изменений без изменений внутренней структуры и состава входящих в нее отдельных
элементов, без существенных изменений в структуре отдельных процессов.
Например, измеряя физический рост ребенка, мы видим количественное нарастание.
Л. С. Выготский подчеркивал, что имеются явления роста и в психических
процессах (рост запаса слов без изменения функций речи).
Но
за этими процессами количественного роста могут происходить другие явления и
процессы. Тогда процессы роста становятся лишь симптомами, за которыми
скрываются существенные изменения в системе и структуре процессов. В такие
периоды наблюдаются скачки в линии роста, которые свидетельствуют о существенных
изменениях в самом организме. В подобных случаях, когда происходят существенные
изменения в структуре и свойствах явления, мы имеем дело с развитием.
Развитие
характеризуется качественными изменениями, появлением новообразований, новых
механизмов, новых процессов, новых структур. X. Вернер, Л. С. Выготский и
другие психологи описали основные признаки развития. Наиболее важные среди них:
·
дифференциация, расчленение ранее бывшего
единым элемента;
·
появление новых сторон, новых элементов
в самом развитии;
·
перестройка связей между сторонами
объекта.